История и судьба еврейских местечек

Здесь мы можем поговорить о еврейских местечках, рассказать о тех, в которых жили наши родители, наши бабушки и дедушки. Приглашаем не только жителей еврейских местечек, но и всех, кому дорог и интересен этот исчезнувший мир, к нам на форум.

История и судьба еврейских местечек

Сообщение Galina Orlova » 05 авг 2010, 06:47

Еврейские местечки…
Как много их было когда-то, как мало их осталось…
Давайте расскажем о них!
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Статья о местечках Литвы

Сообщение Galina Orlova » 13 авг 2010, 22:56

Жизнь в штетле
Израелис Лемпертас
Перевод статьи, опубликованной на сайте
«Евреи в Литве»


Штетл – это еврейское слово, на языке идиш оно означает «местечко». В еврейской истории не каждый городок называется местечком, такое название предоставлялось городку, в котором евреи составляли значительную часть жителей, что определяло всю жизнь городка. В Литве было немало местечек, где евреи составляли половину, а нередко и много больше жителей (напр., Йонава, Кедпйняй, Шакяй, Жагаре и др.). Душа штетла питала жизнь Литваков. Как корни литовского народа были в деревне, так Литваков – в штетлах.
Местечки начали формироваться, видимо, около 18 века. Дворяне, стремясь оживить окрестную жизнь, поощряли евреев селиться в окрестностях или даже основывать местечки. Евреи были посредниками между жителями деревни и городом. Деревенские люди продавали им свои хозяйственные изделия и покупали керосин, соль, гвозди. Дворяне сдавали в аренду евреям участки земли, те строили дома, местечко разрасталось. На строительство синагоги и для основания кладбища земли дарились. Так в Литве, Польше и Белоруссии появились тысячи местечек.
После 1795 года евреи оказались в черте оседлости Российской империи, их концентрация в местечках увеличилась, поскольку покидать черту оседлости было запрещено. Этому также способствовало Положение о евреях 1804 года, по которому они изгонялись из деревень. По переписи 1897 года евреи в Литве и Белоруссии составляли более половины жителей городов и местечек.

Продолжение следует.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Re: История и судьба еврейских местечек

Сообщение Galina Orlova » 13 авг 2010, 23:06

Список местечек Литвы, информация о которых будет размещена на форуме

Местечки Литвы

1. Алитус
2. Аникшчяй
3. Эйшишкес
4. Йонава
5. Йонишкис
6. Каунас
7. Кедайняй
8. Кретинга
9. Купишкис
10. Мяркине
11. Расейняй
12. Рокишкис
13. Валкининкай
14. Шяуляй
15. Ширвинтос
16. Тяльшяй
17. Тракай
18. Укмярге
19. Утяна
20. Жагаре

Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Re: История и судьба еврейских местечек

Сообщение Galina Orlova » 13 авг 2010, 23:20


Украинское местечко Бершадь

Бершадь: местечко и люди

Александр Вишневецкий

Отрывок из статьи


История любого еврейского местечка является свидетельством того, сколь велики были духовные ценности, на основе которых осуществлялось в нем нравственное воспитание людей

О сравнительно небольшом еврейском местечке Бершади написано немало. В одной публикации невозможно подробно рассказать о самом штетле и его истории, но попытаюсь на примере Бершади показать, какую роль играли местечки в формировании известных личностей. Приведенными здесь примерами не исчерпывается история Бершади, я мог бы назвать еще значительное количество людей, которые своими делами заслужили благодарную память современников и следующих поколений. Показательно то, что многие из них формировались как личности под сильным влиянием хасидизма. Для нас, воспитанных в советское время в духе атеизма, эта факты могут служить наглядным доказательством того, сколь эффективными были еврейские традиционные методы воспитания.

Но сначала - краткая историческая справка. Бершадь, город с 1966 года, районный центр в Винницкой области Украины известен как поселение с 1459 года. В июне 1648 года в ходе восстания казаков под руководством Хмельницкого один из его кровожадных последователей Максим Кривонос и его бандиты захватили Бершадь, убив всех евреев и католиков. В 1765-м в Бершади проживали 438 евреев, в 1818 году еврейское население местечка достигло уже 3370 человек.

В начале XIX столетия Бершадь стала одним из центров хасидизма. Здесь жил известный хасидский раввин Рафаэль, ученик и последователь рабби Пинхаса из Корца. В 1900 году еврейское население местечка составляло 4500 из общей численности населения в 7000 человек, при этом число еврейских ремесленников доходило до 500. К этому времени в Бершади была одна синагога и шесть молитвенных домов. Местечко было известно в середине XIX века своими еврейскими ткачами. Но к концу столетия спрос на их продукцию снизился, в результате чего многие из ткачей эмигрировали в Америку.

Бершадь расположена среди еврейских местечек Подолья, с которыми в былые времена ее связывали плохие грунтовые дороги, труднопроходимые из-за грязи весной и осенью, очень пыльные летом, и заваленные зимой снегом. Тем не менее, связь между штетлами поддерживалась постоянно, и этому не могли помешать ни плохие дороги, ни убогое материальное положение. Люди ехали в Бершадь к своим родственникам, познакомиться и сосватать невесту или жениха, по случаю рождения ребенка, на свадьбы или - не дай Б-г, - в связи с болезнью или кончиной кого-то из близких.

Бершадь пользовалась большим уважением среди близлежащих местечек, и это нашло отражение даже в прозвище, которое традиционно давалось каждому еврейскому местечку и его людям. Хотя обычно эти прозвища давались ради шутки, порой они вызывали обиду и споры. Евреев моего родного местечка Чечельник, расположенного в 25 километрах от Бершади, называли "чечельницкие дураки". В ходу были прозвища - "тростянецкие козлы", "ободовские кожухи", "ворховские козы" и т.д. Но жителей Бершади характеризовали почетным именем "бершадские талитники" - в знак уважения к той

Еврейские дома в Бершади - такими они остались в памяти жителей
местечка, нынче разбросанных по всему миру.

духовной идеологии, которая была связана с уважаемым в народе хасидским раввином Рафаэлем (Рефулом) Бершадским. Его имя было на слуху у жителей не только окрестных местечек, но и всей Украины, слава о нем в хасидских кругах была ничуть не меньше, чем у Нахмана Брацлавского. Влияние этого выдающегося хасида так сильно сказалось на репутации бершадцев, что женихам и невестам местечка отдавалось предпочтение, их очень охотно принимали в любой еврейской семье. Это почитание Бершади и ее жителей исходило от концепций раввина Рафаэля, бережно сохраняемых в сознании бершадцев в течение последующих поколений.

Бершадцы отличались тем, что вели себя очень скромно, они не выпячивали свою родословную, даже если были из знатной семьи. Самого ребе Рафаэля отличала необыкновенная скромность, и в этом смысле он был достойным последователем Баал Шем-Това и его ученика Пинхаса Керцера, у которого Рафаэль учился. Пинхас Керцер умер в 1831 году в местечке Шепетовка Волынской губернии.

Еще одним качеством Рафаэля было то, что он никогда не лгал. Вслед за своим учителем он повторял: лучше погибнуть, чем сказать ложь. Его исключительная правдивость и привела его к гибели. Есть свидетельства того, как это случилось. Речь шла о даче клятвы перед судом об одном еврее, подозревавшемся в контрабандной торговле - нужно было свидетельствовать, что он к этому не причастен. Но такую клятву Рафаэль дать не мог, поскольку не был уверен, что этот еврей не виноват. Он рыдал, понимая, что надо спасти еврея, но опасался своей возможной лжи. Рафаэль уже был стар и болен, сказались годы, проведенные им в бедности. Его больное сердце не выдержало это испытания, и он умер. Даже противники хасидов - митнагдим, как и отошедшие от веры евреи, - признавали в нем великого праведника. Его скромность, доброта, правдивость проявлялись во всем, что он делал. Ему не хватало глубины восприятия, присущей Нахману Браславскому, темперамента Ицхака Бердичевского. Он не внес ничего нового в тот хасидизм, который постигал у своего учителя реба Пинхаса. Объяснить это можно только его скромностью и верностью тем идеям, основу которых заложил Баал Шем-Тов. Тем не менее, вокруг Рафаэля Бершадского всегда были верные последователи - "бершадские хасиды". После смерти цадика они не избрали для себя другого раввина. Как бершадские хасиды, так и последователи Рафаэля в Ободовке, Тростянце, Вархивке и других местечках Украины с гордостью называли себя "бершадские хасиды". И те моральные принципы, которые проповедовал бершадский праведник, передавались в этих местечках от отцов к сыновьям.

Боясь обмануть кого-либо, бершадцы всегда говорили "мне кажется" или "мне думается, что это так" вместо "это, конечно, так". Ребе ездил по другим местечкам, но деньги брал только на оплату проезда, а если у него появлялись какие-то лишние суммы, то он их раздавал беднякам. В течение поколений в Бершади ощущалось влияние раввина Рафаэля, который жил и умер как святой.



Продолжение следует
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Статья о местечках Литвы

Сообщение Galina Orlova » 14 авг 2010, 21:25

Жизнь в штетле
Израелис Лемпертас
Перевод статьи, опубликованной на сайте
«Евреи в Литве»
(Продолжение)

В штетлах Литваки жили полнокровной жизнью. Каждое местечко имело все обязательные атрибуты еврейской жизни; здесь была синагога, миква, кладбище, домик, в котором Шойхет (ритуальный резчик) резал птицу, хедер (религиозная начальная школа). Зачастую в местечке был и свой мешугенер (сумасшедший).

Центром еврейской жизни была синагога, в более крупных местечках их было несколько. Синагога выполняла три функции: это был молитвенный дом; учебный центр (бет-мидраш) – где любой член общины мог в субботу и в часы, свободные от мирских занятий в будние дни, заниматься изучением Торы. Часто бет-мидраш служил жильем для учащихся йешивы, а иногда и приютом для бедных странников; дом собраний (бейт-Кнессет), а точнее – центр собраний, где евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.

Самой важной личностью местечка был раввин, наиболее уважаемый человек в местечке. Раввин был и руководителем йешивы, если такая была, а йешивы были в большинстве местечек. Более крупные местечки имели и своего кантора. Очень уважаемой личностью был мудрец Торы – Магид; часто прибывали мудрецы из других мест. «Хорошая проповедь увлажняла глаза в мужской части синагоги и выжимала слезы в её женской части, - пишет Авраам Корин. – В Литве, которую считали холодной, сухой рационалисткой, на самом деле билось горячее, чувствительное сердце».

Богобоязненные Литваки все жизненные циклы (рождение, совершеннолетие, свадьбу, смерть) управляли по канонам иудаизма. Мальчикам на восьмой день после рождения делали обрезание. Когда мальчику исполнялось 13 лет, в синагоге очень торжественно праздновалась религиозная зрелость – бар мицва. Совершеннолетие девочек – бат мицву – ортодоксальные Литваки не отмечали. Свадебным обрядом руководил раввин. Свадьба праздновалась весело, играли клезмеры, танцевался фрейлехс. Мёртвых хоронили в тот же день, у евреев было отдельное кладбище. Ближайшие родственники скорбели семь дней, сидя на полу на низеньких скамейках, не выходя из дома. Это называлось шива.


Продолжение следует.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Украинское местечко Бершадь

Сообщение Galina Orlova » 14 авг 2010, 21:31

Продолжение


Одном из почитаемых уроженцев Бершади является герой еврейской самообороны в этом местечке в годы гражданской войны Моше (Моисей) Добровенский. Отряд под его командованием действовал в Бершади с конца 1917 года по март 1919 года, он сумел предотвратить ряд погромов. Добровенский был выходцем из хасидской семьи, где сохранялись идеи раввина Рафаэля. Моше был физически очень крепким молодым человеком, из тех. кто ради своего народа готов был сражаться до последней капли крови. Мужества и храбрости ему было не занимать. Гражданская война спровоцировала бегство многих еврейских семей, опасавшихся погромов, из соседних более мелких местечек в Бершадь, где собралось около 20 тысяч человек.

Моше предвидел, что надо готовиться к отпору от бандитских нападений. Он знал, что в селах настраивают крестьян против евреев, что везде появляются банды для сражений с советской властью и с целью погромов. Ему удалось сформировать отряд самообороны из юных еврейских парней и собрать в одном из молельных домов все, чем можно было пользоваться как оружием - от лопат и ножей до нескольких пистолетов. В день одной из ярмарок на базаре ему удалось обнаружить провокатора, призывающего крестьян устроить еврейский погром. Он и его парни избили того, а крестьяне, уже приготовившиеся к погрому, разбежались.

Отряды самообороны содержали люди местечка, они на собрании признали Моше ее руководителем. Через некоторое время возникла угроза захвата местечка бандами Петлюры - советская власть была в городе очень слабой. Моше удалось привлечь к своей группе милиционеров, охранявших местечко. Он также смог обзавестись пушкой несколькими небольшими пулеметами. Когда петлюровцы подошли к местечку, он с отрядом самообороны и милиционерами выступили на его защиту. С такой силой можно было отбиться от петлюровских казаков.

Но украинская милиция предала его группу и перешла на сторону петлюровцев, в результате чего силы оказались неравными. В бою погиб единственный артиллерист. Когда стало ясно, что битва проиграна, ребята из самообороны в попытке спастись покинули боевые позиции. Но Моше защищался до конца, стреляя из пулемета по казакам. Даже тяжелораненый, он продолжал стрельбу. В этом бою он погиб как герой, погибли также восемь бойцов отряда самообороны. 14 марта 1919 года петлюровцам удалось захватить местечко.


Продолжение следует
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Украинское местечко Бершадь

Сообщение Galina Orlova » 17 авг 2010, 14:46

Продолжение
В годы Второй мировой войны Бершадь оказалась в Транснистрии - в румынской зоне оккупации. Сюда, помимо местных евреев, пригнали около 20 тысяч человек из Румынии и Бессарабии. Несмотря на ужасающие условия гетто, дух многих людей был не сломлен. Бессарабии. В Бершади были подпольные группы, противостоящие оккупантам, многие медики делали все возможное, чтобы спасти людей. Эти факты нашли свое отражение в литературе по Катастрофе.

Особнякам стоит нравственный подвиг поэта из Бессарабии Якова Фридмана (1910-1972), который в условиях гетто вопреки всему писал на идише стихи. Его отец, раввин Иосиф Шалом, являлся потомком Дов - Бера, великого хасидского раввина из Мезрича. Мать была из рода раввина Нахума, основателя Чернобыльской династии. Стихи Фридмана, глубоко верующего человека, написанные им еще до Второй мировой, несут на себе отпечаток предчувствий предстоящей Катастрофы, где поэт описывает движение наших дедов и братьев в неизбежном пламени, каким стал Холокост.

В октябре 1941 года румынские войска начали депортацию евреев из Румынии и Молдавии в Приднестровье (Транснистрию). Фридман и его семья, жившие в это время в Черновцах, была на первом транспорте, отправленном 12 октября 1941 года. В переполненных и закрытых вагонах для скота они были доставлены в город Маркулешти в Бессарабии. Оттуда их гнали пешком в холодную и дождливую погоду до пересечения реки Днестр близ города Ямполя. Многие умерли на этом пути от голода, холода и слабости, другие были застрелены охранниками. В ноябре 1941-го оставшиеся в живых достигли транзитного лагеря в Ободовке. Здесь они узнали о том, что по достижении реки Буг они будут переданы гестапо для принудительного труда и последующего уничтожением. Семье Якова Фридмана удалось бежать ночью в Бершадское гетто, где люди дали им приют и спрятали.
В Бершади они заболели тифом, мать поэта умерла, а он сам страдал от лихорадки и высокой температуры. По мнению тех, кто знал его в Бершади, поэт не проявлял беспокойство из-за физических потребностей, его жизнь была спасена только благодаря жене, посвятившей себя уходу во время болезни и ее усилиям, направленным на получение пропитания. Его жена, по профессии преподаватель языков, смогла получить работу в качестве переводчика в Департаменте лесного хозяйства, где требовалось знание румынского, немецкого, русского и украинского языков. Ей давали пищу за переводческую работу, и, таким образом, удалось спасти от голодной смерти мужа и отца, которые остались в живых после тяжелой зимы 1941-1942 годов. Ей также удалось пристроить своего мужа в группу, занимающуюся погрузкой древесины. Из стихотворений, написанных Яковом Фридманом на идише во время нахождения в гетто Бершади, только десять появились в журналах после войны, они были также напечатаны в первой книге Фридмана "Пастухи в Израиле" (1953), опубликованной на идише в еврейском государстве.

Другие стихи, написанные в Бершади, остались в рукописи, и только в 1998 году дочь поэта Ханна и ее муж Вениамин Брекманы передали эти материалы доктору Элиягу Села Селдингеру. Итогом длительной работы Селдингера была публикация в 2003 году книги "Из Транснистрии в Израиль", написанной на иврите, но содержащей стихотворения поэта на идише и их перевод на иврит автором. Попутно отмечу, что сам Элиягу, также бессарабец, был узником Бершадского гетто, попав туда в возрасте 11 лет.

В стихах, написанных в гетто Фридманом, воспевается гибель во имя веры. Поэт указывает, что продолжение погромов в течение поколений вылилось в нацистские зверства. В них звучат призывы к мести, в том числе им написаны в это время стихи, прославляющие партизан. Надо отметить, что датировка этих стихов - 1941-1943 годы. Их герои присоединяются к евреям, которые освящены святым именем на протяжении веков, борются во имя защиты своей веры и погибают как мученики или мстители. В то же время он избегает писать о жизни в гетто (пытках, ужасах, страхе смерти), и о минутах удачи (появления дров или нескольких картошек). Яков Фридман продолжал писать на мамэ - лошн, надеясь и молясь о том, что его стихи станут частью еврейского культурного наследия, если он погибнет. После освобождения Бершади Красной Армией в марте 1944 года семья вернулась в Черновцы. Получив разрешения на выезд в Румынию, они прибыли в Бухарест в апреле 1945 года. Затем, при попытке перебраться в Израиль, Фридманы были интернированы англичанами на Кипре. В феврале 1949 года семья прибыла в недавно созданное Государство Израиль. Яков Фридман, один из крупных еврейских поэтов, продолжал и здесь писать стихи только на идише вплоть до своей кончины...


Продолжение следует
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Жизнь в штетле

Сообщение Galina Orlova » 17 авг 2010, 15:52

Продолжение

Важное место в жизни Литваков занимали традиционные религиозные праздники. В Шабат никто не работал. Мой отец был вольнодумцем, однако в Шабат он тоже не работал. Все старались, чтобы в этот день стол был праздничным; бедным помогали благотворительные организации. Обязательными блюдами были хала (плетёнка) и фаршированная рыба (гефилте фиш). Поскольку работать было нельзя, рыба должна была быть без костей, чтобы не пришлось её перебирать и тем самым как бы работать.

Все праздники - Песах, Ханука, Суккот и другие были религиозными, но они произошли из народных обычаев, они обладали и глубоким национальным, исторически традиционным содержанием. Может быть, поэтому, а может быть, из уважения к бабушке и дедушке, эти праздники праздновались и в нашей нерелигиозной семье. Во время Песах в доме хлеба не было, мы ели мацу, в Суккот отец из старых досок сколачивал палатку, которую покрывал еловыми ветками – схах.

Со временем патриархальный уклад распадался, и в богобоязненное местечко Литваков стал проникать мирской дух. Становилось больше вольнодумцев. Однако до самой Катастрофы никто не осмеливался публично нарушить принципы иудаизма – работать или пользоваться транспортам в Шабат и т.п. Наш сосед (автор – Израелис Лемпертас), настоящий безбожник, о котором знало всё местечко, что он не соблюдает требования Кашрута, в субботу не осмеливался курить на улице, а если курил, то папиросу прятал в рукаве. Над ним смеялись, это не было никакой тайной, но даже он всё-таки не решался публично нарушить религиозную традицию

Святым делом для Литваков было обучение детей. Евреи были единственным народом, для которого обучение мальчиков было обязательным. Живущие по соседству народы ещё даже и не мечтали об обязательном образовании. Девочки у Литваков чаще всего обучались на дому. Поскольку обучение мальчиков было традиционно обязательным, не было ни одного местечка, в котором не было бы хедера. Обучение в хедере начиналось с 4-5 лет и продолжалось до 13, то есть до совершеннолетия. Всё обучение ограничивалось чтением Танаха – Ветхого Завета – и переводами с иврита на идиш. Старшие дети обучались письму. Преподавали в хедере меламеды, которые зачастую не отличались профессионализмом, зато славились строгостью относительно режима дисциплины. Народный поэт Хаим Нахман Бялик вспоминал, что «учителя умели только бить, каждый по-своему».

Но и здесь патриархальный уклад исчезал, хедеры становились более современными, рос профессионализм меламедов. Мой дедушка Файвуш Левинсон был меламедом такого современного хедера. Мой сосед Хацкель Лемхен, который в детстве учился в этом хедере, вспоминает, что учитель учил арифметике, рассказывал о разных странах мира, о природе Литвы, водил детей в луга и в лес – это были интересные познавательные экскурсии.


После хедера часть мальчиков шла в йешиву, где они изучали Талмуд. Девочки и женщины дома читали популярные легенды Танаха, рассказы, изложение поучений.

Со временем хедеры заменялись современными школами.

В Российской Империи, как уже говорилось, Литваки, как и другие евреи, проживали в так называемой черте оседлости, очень плотно, поскольку не могли выехать за пределы местечка. Жили они очень бедно. В фольклоре, в народных песнях постоянно упоминается бедность. Шутник Мотке Хабад это прокомментировал так:

Одному богачу он сказал:

- Хочешь жить вечно – поселись в Бирштонасе.
- А что, там все - долгожители?
- Нет, но сколько существует Бирштонас, за всё время там не умер ни один богач.

Продолжение следует
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

История еврейского местечка Алитус

Сообщение Galina Orlova » 18 авг 2010, 06:35

Мы начинаем публикацию материалов о еврейских местечках разных стран мира.


История еврейского местечка Алитус


Сокращённый перевод сайта
http://www.zydai.lt


Алитус – центр Южной Литвы, столица Дзукии. Название Алитус впервые упоминается в 1377 году. Как город впервые упоминается в 1524 году. По утверждению некоторых историков, в XVI веке в Алитусе уже существовала более-менее организованная еврейская община. В середине XVIII века, на основании привилегии короля Августа III, приглашавшей в города «евреев Польши, Литвы и Германии, которые давно этого хотят и об этом просят», в Алитусе поселилось немало евреев.

В 1765 году в списке налогоплательщиков Алитусского кахала фигурирует 360 фамилий взрослых евреев. Этот документ впервые официально фиксирует проживание евреев в Алитусе.


После 1795 года правобережный Алитус (Алитус I) достался царской России, а левобережный (Алитус II) – Пруссии. С 1815 года обе части Алитуса стали принадлежать царской России.

В 1851 году в Алитусе II жило 645 человек (285 евреев), в 1858 году – 620 человек (285 евреев), в 1860 г. – 626 человек (260 евреев); между тем в Алитусе I, в 1847 г. жило 114 семей (55 – еврейских), 1849 г. – 115 семей (57 – еврейских), 1856 г. – 114 семей (62 – еврейских), а 1868 г. – 621 человек (168 евреев).

В XIX в. половину жителей правобережного Алитуса составляли евреи. В 1897 году в обеих частях Алитуса проживало 3445 человек, в том числе 1234 – еврейской национальности.
В 1916 году в Алитусе была основана начальная еврейская школа.

Во время начавшейся в 1921 году эмиграции из Алитуса немалая часть еврейских семей переселилась в Палестину и южную Африку. Тем не менее, в 1923 году в городе проживало 27.1 % людей еврейской национальности, в т.ч. 874 мужчины и 841 женщина.

В межвоенный период еврейская община Алитуса была не только многочисленной, но и хорошо организованной. Евреи были серьёзными конкурентами литовских промышленников: им принадлежала большая часть промышленных предприятий в Алитусе. Немало людей еврейской национальности занималось ремеслом. Среди них были портные, обувщики, часовщики высокой квалификации и др. Еврейская община Алитуса имела много сообществ, не один молитвенный дом, несколько школ. Её интеллигенция активно участвовала в общественной жизни, немало представителей еврейской национальности были членами Городского совета Алитуса.

Во время нацистской оккупации, в 1941 году, в лесу Видзгиряй в течение нескольких дней были убиты почти все евреи Алитуса (2000 человек). Еврейская община в Алитусе исчезла, и о ней напоминает только несколько сохранившихся зданий и разрушенная синагога.

Продолжение следует
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Re: История и судьба еврейских местечек

Сообщение zhanna Brauzaite » 29 дек 2010, 09:25

Приветствую участников и организаторов форума !

Буду очень рада получить информацию о Куршенай .В этом городке родился мой папа ,его сестра ,братья и родители. К сожалению у меня нету ни одной фотокарточки того времени.Так уж получается,что пока мы молоды,нас не особенно тревожат наши корни,а когда взрослеем,вдруг обнаруживаем,что распросить о них уже не у кого.Мой папа умер когда я была еще ребенком,а старшее поколение папиной семьи,рожденной в Куршенай ушло в лучший мир еще до моего рождения.

Спасибо.
zhanna Brauzaite
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 08:51

След.

Вернуться в Еврейское местечко

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron