Истории из жизни еврейского местечка

Здесь мы можем поговорить о еврейских местечках, рассказать о тех, в которых жили наши родители, наши бабушки и дедушки. Приглашаем не только жителей еврейских местечек, но и всех, кому дорог и интересен этот исчезнувший мир, к нам на форум.

Re: Истории из жизни еврейского местечка

Сообщение Galina Orlova » 04 окт 2010, 14:39

אַ װאָרט קען מען ניט צוריקנעמען.

A vort ken men nit curiknemen.

Слово нельзя забрать обратно.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Сообщение Galina Orlova » 04 окт 2010, 14:46

Два еврея

Два пожилых еврея, местечковый рав и балагула (извозчик),возвращаясь из города,ведут неторопливую беседу...О чем могут говорить два старых еврея? Конечно же,о жизни,о детях, внуках...Балагула размышляет вслух:
- Вот приеду я сейчас домой,встретят меня дети,подбегут внуки - "Что привез нам, дедушка?" Это у них первый вопрос! А если ничего не дам каждому их них - обиды буде-ет...Особенно самый маленький,Мойшеле - без подарка ни за что не подойдет! А Вас кто ждет, уважаемый?
Его собеседник отвечает:
- Меня тоже встречают дети,а внуки ждут дома,маленькие еще...Вот приедем домой , внуки мне тапочки домашние поднесут, руку поцелуют, о здоровье спросят - подарки потом...
Балагула переспрашивает удивленно:
- А как это? Почему это Вам тапочки, а с меня внуки сначала подарки требуют? Почему так?
Рав поправил кипу,очки и задумчиво произнес:
- Что Вам сказать,милейший...Я думаю , это от разных систем воспитания...Вы своих малышей учите по-современному - что человек произошел от обезьяны. И поэтому,чем человек старше возрастом , он как бы приближается к своим предкам,к обезьянам то-есть - отсюда и неуважительное отношение...Нас же,верующих людей,Тора учит - наш народ начинается от праотцов наших. От Авраама, Ицхака, Яакова - и чем старше человек,тем ближе он к мудрости...
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Сообщение Galina Orlova » 04 окт 2010, 19:14

В купе едущего в направлении Киева поезда зашел нищий...Сидевшие там две женщины сразу закрыли платочками носы, мужчина в котелке прижал к себе дорожную сумку, а подвыпивший офицер равнодушно продолжал смотреть в окно. На правильном языке, странно звучащем из уст оборванца, пассажиры услышали:
- Люди, я не простой нищий, я - предсказатель судьбы!Если есть желающие послушать меня и узнать о своем будущем - плата не разорит любого из вас!
Не обращая внимания на остальных попутчиков,офицер прямо спросил:
- Ну,скажи, человече - что меня ждет?
- Полковник,Вы едете в Киев разводиться с женой! - мгновенно отрапотовал провидец.
Офицер, странно блеснув глазами, выдал нищему несколько медяков и плюхнулся на свое место. Нищий вышел из купе, а пораженные увиденным пассажиры набросились с вопросами на полковника:
- Неужто он Вам правду сказал,господин офицер?Не хотите ли пояснить, мужчина?
Полковник невесело улыбнулся, поправил портупею и ответил:
- Да как вам сказать,господа...Что я еду в Киев - не нужно быть провидцем. Только-что мы проехали Боярку, а больше станций до Киева нет!
- Ну, а жена? Насчет жены - неужели верно угадал пройдоха?- не успокаивались попутчики...
- И насчет жены тоже, чушь полная - но я ему заплатил за идею!

Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Сообщение Galina Orlova » 04 окт 2010, 19:34

Дом мужчины — мир, мир женщины — дом.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья

Сообщение Galina Orlova » 05 окт 2010, 13:42

Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья

Леонид Смиловицкий

Отрывки из книги

Семья и быт

Повседневная жизнь евреев и белорусов, столетиями сосуществовавших бок о бок, раскрывала характер каждого народа, объясняла природу их обоюдной терпимости, гостеприимства, взаимопомощи и одновременно – устойчивость сложившихся стереотипов. Семья существовала в рамках общины и следовала ее неписаным правилам. Заключение браков, рождение и воспитание детей, национальная кухня, отношение к явлениям природы – эти и другие мелочи будней, сотканные из бесчисленного разнообразия случаев, складывались в опыт, передававшийся из поколения в поколение и служивший гарантией выживания.
Все основные события в Турове происходили на глазах у соседей. Иудаизм и православие направляли семью на каждом этапе жизни человека, негласно выступая гарантом равновесия двух народов. Государственная власть предпочитала не вмешиваться в этот процесс, если он не вступал в противоречие с законом.

Общая судьба

Быт еврейского дома, несмотря на общую бедность, не был лишен оптимизма. Повседневные «вздохи и стоны не затмевали взора» его жителей. В неповторимой мелодии еврейского быта звучали все колокола и колокольчики местечковой жизни, праздников и будней. У евреев черты оседлости не было чувства чужбины. Они не считали себя блуждающими странниками, попавшими на посторонний двор, с которого их вот-вот сгонят. Наряду с белорусами, они ощущали себя коренными жителями белорусских губерний. Нужда и забота о хлебе насущном не мешали видеть красоту окружающего мира. В Турове хорошо знали, что у кого варится в горшке, но считали, что бедность не порок. Жизненные трудности и скудость не лишали малоимущих людей собственного достоинства. Общий тон в Турове был живым и легким, ирония, шутка, пародия, острый намек приветствовались и были доступны каждому его жителю. Ученый бедняк или разорившийся потомок цадиков (праведников) пользовался бóльшим уважением, чем выскочка-богач. Люди могли завидовать соседу, у которого дом был просторнее, лавка доходнее, а денег больше, но это не было определяющим в отношениях. Культ совершенного знания, откровения и святости оставался ближе и понятнее сердцу традиционного еврея.

Евреи и белорусы, которые разительно отличались друг от друга по внешнему виду, обычаям, верованиям и историческим преданиям, находили общий язык. Зависти между ними не было, потому что все с большим трудом искали скудное пропитание. Те и другие имели собственную нишу в хозяйственной жизни местечка.[Православное население занималось, как правило, земледелием, а евреи – ремеслами, торговлей и посредническими услугами. Деловые и личные связи, предприимчивость делали евреев необходимым звеном в хозяйстве Турова и за его пределами. Отношения между партнерами были самыми приязненными, крестьяне доверяли евреям больше, чем помещикам.Случаи конфликтов на экономической почве имели место, но решались на основе взаимного интереса, часто без вмешательства властей. По оценке Змятрока Бядули (Самуила Плавника), соседство евреев и белорусов породило такие экономические связи, без которых обе нации уже не могли обойтись.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья

Сообщение Galina Orlova » 05 окт 2010, 13:44

Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья
(Продолжение)

Вступление в брак

Роль семьи в жизни еврейской общины трудно преувеличить. Безбрачие воспринималось как самое большое несчастье и позор. Еврей должен был жениться, даже если брак не сулил ему ничего хорошего, обрекал на нищету, голод, лишения и не гарантировал здорового потомства.Заботу о неимущих невестах брала на себя синагога, которая помогала собирать деньги на приданое и свадьбу.

По воспоминаниям старожилов, самые красивые девушки жили в Турове, куда приезжали еврейские женихи со всей округи, чтобы выбрать себе пару. Более половины еврейских девушек выходили замуж до 19 лет, а 45% – к 25 годам. Подобные браки влекли за собой раннее материнство. Почти 85% молодых женщин рожали первенца до наступления девятнадцатилетнего возраста. Одной из причин ранней женитьбы было стремление избежать призыва в царскую армию. Деторождение у евреев не было прямо увязано с годичным сельскохозяйственным циклом, как это происходило у белорусов-крестьян. Евреи избегали массового рождения детей летом, когда жизнь младенцев была наиболее подвержена опасности.

Существенную роль играла традиция евреев по переходу молодоженов в дом невесты. Жизнь в кругу своей семьи обеспечивала молодой женщине защиту от мужа и его родственников. Это выгодно отличалось от положения белоруски, которая входила в семью мужа, чтобы занять в ней самую низкую ступень в семейной иерархии и подчиниться власти свекрови. На молодую жену возлагали исполнение самых трудных обязанностей по дому и работу в поле. Во время страды каждая пара рабочих рук была на счету – женщинам приходилось трудиться даже больше, чем мужчинам. От молодых еврейских женщин тоже ожидали выполнения домашних и хозяйственных работ, участия в семейном бизнесе, но они имели возможность строить отношения с супругом в знакомой с детства обстановке и окружении своих родственников.

Случаи принудительного выбора спутника жизни у евреев были редкими. Имущественный антагонизм оставался устойчивым и передавался от родителей к детям. Стремление сохранить и преумножить то, что уже было накоплено в семье, служило важным условием будущего брака. Различия в социально-экономическом статусе родителей неизбежно влияли на взаимоотношения молодых людей. Межнациональные браки являлись исключением. Нарушение табу воспринималось как вызов общественному мнению, и немногие решались на это. Только очень сильное чувство могло заставить влюбленных нарушить неписаную традицию, противопоставить себя общине, добровольно отказаться от поддержки родителей, близких и друзей. Такой шаг наносил непоправимый урон репутации всей семьи. Подобное отношение сохранялось даже в советское время, несмотря на все ассимиляционные процессы. В Турове Роза Лайхтман в 1935 г. разошлась с первым супругом-евреем и уехала в Москву, где вышла замуж за Ивана Калашникова. Отец Розы, Берл, очень верующий человек, до последних дней не простил это дочери. Когда Роза приезжала в Туров, он с ней не разговаривал и отказывался брать что-либо из ее рук.

Иудаизм разрешал, но не поощрял развод. «Слёзы капают на жертвенник Всевышнего всякий раз, когда происходит развод в первом браке» (Гитин, 90а). Инициатива при разводе сохранялась за мужчиной. Несмотря на внешнюю простоту процедуры (супругу достаточно было вручить жене гет – документ, в котором признавалось, что она свободна и может вступить в новый брак), распад семьи происходил редко. Наиболее распространенными причинами разводов были разногласия между мужем и женой, бесплодие, болезнь одного из супругов, отсутствие материальных средств на содержание семьи, призыв в армию и др.

Сохранению семейных уз способствовал обычай публичного посрамления за супружескую измену. Обвинения в неверности подлежали тщательному разбирательству. Если раввины находили ответчика виновным, наказание состояло в публичном унижении. Согрешившему супругу (супруге) надевали на голову убор из перьев, и служитель синагоги водил провинившегося по улицам местечка.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья

Сообщение Galina Orlova » 05 окт 2010, 13:48

Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья
(Продолжение)

Роль женщины

Женщина, внешне незаметная, поставленная еврейской традицией на второй план за пределами своего дома, играла в семье главную роль. Она отвечала за благополучие домочадцев, вела хозяйство, заботилась о муже, наставляла детей. Несмотря на то, что женщина не была обязана регулярно посещать синагогу и участвовать в сложных обрядах, она являлась хранительницей домашнего очага, следила за соблюдением кашрута, обычаев и заповедей.

В условиях постоянного отсутствия мужа, занятого поисками заработка, за все отвечала жена. Не случайно во многих семьях детей называли по имени матери, что впоследствии перешло в наследуемые фамилии: Хайкины, Ривкины, Соркины, Эстеркины, Лейкины, Шифрины, Райкины, Малкины и т. д. В Турове к ним относились Гительманы (Гита), Дворкины (Двейра), Иткины (Ита), Рашкины (Рохл, Рахель), Ривлины и Рышкины (Ривка), Сошкины (Сора, Сара) и некоторые другие.

Женская природа в глазах еврейского мужчины была полна соблазнов. Традиция требовала избегать длительного присутствия в доме посторонней замужней женщины, не разрешала мужчине вести себя фривольно, обращать внимание на ее красоту, ходить следом. Целовать и обнимать позволялось только самых ближайших родственниц и малолетних девочек. Целый комплекс правил регламентировал сексуальные отношения между супругами. В идеальном образе еврейской женщины важное место занимали не только красота, доброта и ум, но и воспитанность, скромность и стойкость перед неизбежными трудностями.В Турове ходили в списках десять заповедей хорошей жены, которые в 1620 г. составил для своей дочери Ицхак Бен Эльяким из Познани, и они стали очень популярными у еврейских женщин:

1. Будь осторожна, когда твой муж сердится. В этот момент не будь ни веселой, ни сварливой – улыбайся и говори тихо.

2. Не заставляй мужа ждать еду. Голод – отец гнева.

3. Не буди его, когда он спит.

4. Будь осторожна с его деньгами. Не скрывай от него свои денежные дела.

5. Храни его секреты. Если он хвастает, держи и это в тайне.

6. Не одобряй его врагов и не ненавидь его друзей.

7. Не возражай ему и не утверждай, что твой совет лучше его!

8. Не ожидай от него невозможного.

9. Если ты будешь внимательна к его просьбам, он станет твоим рабом.

10. Не говори ничего такого, что задевало бы его. Если ты будешь с ним, как с царем, он будет относиться к тебе, как к царице.

Девушки дорожили своей репутацией, существовало убеждение, что стихийные бедствия (пожары, наводнения или эпидемии) являлись Божьей карой за нравственное падение и равнодушие со стороны общины к случаям аморального поведения.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Re: Истории из жизни еврейского местечка

Сообщение леонид » 06 окт 2010, 12:14

Добрый день! Совершенно случайно наткнулся на тему о судьбах еврейских местечек и она меня очень заинтересовала и вот почему. Дело в том, что моя мама родилась как раз в таком местечке, но её семья переехала, когда она была ещё совсем маленькой. В семейных архив к сожалению не сохранилось даже название местечка, единственное, что помнит мама, что оно находилось под Вильнусом. Может Вы поможете нашей семье больше узнать о жизни наших предков о их традициях. Заранее спасибо!
леонид
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 17:17

Re: Истории из жизни еврейского местечка

Сообщение Galina Orlova » 06 окт 2010, 16:52

Уважаемый Леонид! Спасибо Вам за вопрос. В ближайшее время мы непременно расскажем об этом.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Еврейское местечко Валькининкай

Сообщение Galina Orlova » 08 окт 2010, 21:08

Неподалёку от Вильнюса было несколько еврейских местечек, начну рвссказ об одном из них. Может быть, одним из этих местечек окажется то, о котором спрашивал Леонид. Размещать материал буду регулярно, по мере того, как быстро удастся перевести с литовского языка.

Одно из самых близких к Вильнюсу местечек – Валькининкай. Это по-литовски так звучит. Но поскольку Вильнюс долго был частью Польши, то здесь распространено и другое название этого местечка: Валькеники. Это на польский манер.
Валькининкай расположен в 55 км от Вильнюса, в Варенском районе, среди знаменитых варенских лесов, где испокон веков грибы-ягоды собирали, да и сейчас весь литовский экспорт лисичек оттуда идёт. Валькининкай как населённый пункт известен с XIV века. Улицы в XVI веке здесь назывались по названиям ремёсел: улица Коневодов, улица Кузнецов, улица Горшечников (в переводе)… После Земельной реформы XVI века ремесленники были выселены из городов и им были выделены земли. Так в окрестностях Валькининкай появились деревни с названиями ремёсел: деревня Чеботарей, деревня Чёрных кузнецов (опять же, в переводе). Предположительно в первой четверти XVII века в Валькининкай поселились первые евреи. В 1601году в городке была одна еврейская семья. В 1642 году евреи получили привилегию на содержание спиртового производства.
В 1662 году еврейское население Валькининкай составляло уже 28 % от общего числа жителей, а с 1836 по 1848 год этот показатель вырос с 39% до 50 %.
В 1936- 1938 годах в Валькининкай жило 1400 человек, в том числе – 700 евреев.
В 1920 году из местечка Валькининкай в Израиль уехали первые эмигранты.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Пред.След.

Вернуться в Еврейское местечко

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron