История и судьба еврейских местечек

Здесь мы можем поговорить о еврейских местечках, рассказать о тех, в которых жили наши родители, наши бабушки и дедушки. Приглашаем не только жителей еврейских местечек, но и всех, кому дорог и интересен этот исчезнувший мир, к нам на форум.

Казатин - еврейская община

Сообщение Galina Orlova » 15 фев 2012, 12:33

Каза́тин (укр. Козятин) — город областного значения в Винницкой области Украины.


Административный центр Казатинского района.

Расположен в северной части области в 75 км от областного центра-Винницы, и в 150 км от Киева.

Казатин — важная узловая станция Юго-Западной железной дороги.

Через город проходит автодорога Белая Церковь — Кременец.Содержание [убрать]


История

Первое письменное упоминание о поселении на месте современного Казатина датируется 1734 годом.

При строительстве Киево-Балтской (Одесской) железной дороги в 70-х г.г. XIX века трасса прошла через Казатин. Евреев не принимали на работу на железной дороге, тем не менее, появление в местечке крупной узловой станции, несомненно, положительно повлияло на их экономическое положение.

7 июля 1874 года посёлок рабочих Казатин был отнесен к категории местечек Бердичевского уезда Киевской губернии.

В 1923 году Казатин стал районным центром Бердичевского уезда.

С 1932 года - районный центр Винницкой области.

Еврейская история города

В 1883 году в Казатине уже была синагога.

В 1897 году в городе проживало 35 евреев, в 1910 – 18 евреев.

В начале ХХ века в Казатине были две синагоги.

В 1913 году евреям Казатина принадлежали:
склад аптечных товаров,
фотомастерская,
12 лавок, в т. ч. все 7 мануфактурных.

Во время Гражданской войны в России город многократно переходил из рук в руки. Каждый новый захват сопровождался погромом (не исключая и захват Красной армией).

В 1932-1933 годах население Казатина сильно пострадало от голода. Оставшиеся в городе евреи были заняты в промышленности, транспорте, занимались медициной и педагогической деятельностью.

Во время нацистской оккупации Украины в Казатине было устроено гетто, в которое были перемещены евреи города. Впоследствии все они были убиты.

Мемориальная доска в память М. Е. Шнейдермана

После войны в Казатине поселились евреи, вернувшиеся с войны и из эвакуации. Большинство их вместе с семьями уехали в Израиль и другие страны в конце ХХ века.

В настоящее время в городе существует маленькая еврейская община.

Известные евреи

Шнейдерман, Михаил Ефимович — танкист, младший лейтенант, Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина.

Шаповалов, Иосиф Миронович— Герой Социалистического Труда, полковник, командир 4-го мостового железнодорожного полка.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

ВАХНОВКА

Сообщение Galina Orlova » 15 фев 2012, 12:50

ВАХНОВКА

ВАХНОВКА, село в Липовецком р-не Винницкой обл. (Украина). С 1793 — в составе Российской империи. В 19 — начале 20 века — местечко Бердичевского уезда Киевской губернии. В 1847 в Вахновке проживало 534 еврея, в 1897 — 2404 (44,8%), в 1923 — 1994 еврея. Около 1760 в Вахновке имелись синагога и еврейское кладбище, в 1900 действовало 2 синагоги, в 1908 открылась еще одна. С 1866 раввином в Вахновке был Аврум-Меир Побирзеский (1840—?), с 1890 — Иосиф Воль (1852—?). В начале 20 века функционировали 2 хасидские синагоги, в т. ч. сквирских хасидов, частное еврейское женское училище. В 1906 была закрыта существовавшая около 100 лет хевра кадиша и создана новая. В 1912 в Вахновке действовало еврейское ссудо-сберегательное товарищество. В мае и 8 июля 1919 в Вахновке произошли еврейские погромы. В октябре 1920 погром в Вахновке учинили части Первой Конной армии; убито 20 человек.3 июня 1942 в Вахновке было расстреляно 413 евреев.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Re: История и судьба еврейских местечек

Сообщение Galina Orlova » 15 фев 2012, 12:54

Трагедия советских евреев.

Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики фашистов. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения - айнзацгруппы, главной задачей которых было уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной зоне. Евреи составили большинство жертв. Каждая айнзацгруппа в составе 400-900 солдат была разбита на оперативные айнзацкоманды. По мере продвижения немецких армий айнзацгруппы приступали к своей кровавой работе. Группа "А" действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа "Б" - в Белоруссии и на Московском направлении, группа "С" - на Украине, группа "Д" - на Черноморском побережье, в Крыму и на Кавказе.


После оккупации западных территорий СССР, вся власть там была передана немецкой гражданской администрации. Эти территории были разделены на две административные единицы - рейхскомиссариат Украина (Волынская и Полесская области) и рейхскомиссариат Остланд (Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии). Восточная Галиция с городом Львовом были присоединены к Варшавскому губернаторству. Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу (Транснистрия), была передана под власть Румынии.

На оккупированных территориях, находившихся в прифронтовой полосе, евреи уничтожались айнзацгруппами. В рейхскомиссариатах, в генерал-губернаторстве и в Транснистрии евреи, оставшиеся в живых после действий айнзацгрупп, выселялись из местечек и городов в гетто.

В каждом захваченном нацистами городе или местечке военные власти впервые же дни оккупации издавали приказы, обязывавшие евреев регистрироваться и носить желтые нашивки - с тем, чтобы они отличались от остального населения.

Евреи были обязаны выходить на принудительные работы. В крупных городах нацисты изолировали евреев в обнесенных колючей проволокой гетто, которые охранялись вооруженными патрулями.

13 августа 1941 г. была издана печально знаменитая директива Лозе, рейхскомиссара Остланда, которая скрупулезно определяла уклад жизни советских евреев на оккупированных землях. Весь дух директивы пронизан антисемитизмом, отношением к евреям как к рабам, недочеловекам, на которых не могут распространяться ни многовековые нормы человеческого общежития, ни требования морали, ни традиции европейского гуманизма.

После проведения акций по массовому истреблению евреев, осуществленных немцами в 1941-1942 гг. в западных районах Украины и Белоруссии, на оккупированных территориях еще оставались гетто. Самыми большими в советских границах 1940 г. были гетто Вильнюса, Каунаса, Риги, Минска, Шауляя и Лиды. В начале лета 1943 г. в них находились около 70 000 евреев.

21 июня 1943 г. Гиммер издал приказ о ликвидации всех оставшихся на территории Остланда гетто. Трудоспособных евреев предписывалось перевести в концентрационные лагеря, находившиеся под управлением СС, а не гражданской администрации, которой подчинялись гетто. Летом 1944 г., перед отступлением немцев из стран Балтии и других оккупированных районов, находившиеся в лагерях евреи были частично расстреляны, а частично эвакуированы в концентрационные лагеря Германии.

В Восточной Галиции (Львовская, Тернопольская, Станиславская области) истребление евреев приобрело особый размах. С конца 1942 до июня 1943 г. там были убиты около 180 000 евреев. Гетто Львова, Тернополя, Дрогобыча и ряда других городов были ликвидированы в июне 1943 г. В этих районах еще оставались 21 000 - 25 000 евреев в рабочих лагерях и в Яновском лагере во Львове. Большинство из них были расстреляны летом 1944 г., накануне отступления нацистов



Это письмо получила моя матушка, мир праху ее, от зампреда сельсовета, где проживала ее семья:

Вот перевод на русский язык:
Ваша семья, которая проживала до войны в с. Вахновка, пала смертью от рук фашистсуих зверей. Вашего отца убили уже в мае 1942 года. Ваша сестра Шура... убежала и прожила еще до сентября. В сентябре немецкие жандармы поймали ее и отправили в Плисковецкий лагерь. И, говорят, что там их [всех] также уничтожили...
Так что судьба Вашей семьи трагична.

Зам. председателя сельсовета /Винник/
6/IV - 1944 года.
Вложения
Письмо.JPG
Письмо.JPG (28.6 Кб) Просмотров: 38433
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

История местечка Чашники

Сообщение Galina Orlova » 06 апр 2012, 21:26

История местечка Чашники

Город Чашники – центр района. Расположен на реке Улла, в 95 км от Витебска, в 3 км от железнодорожной станции “Чашники” (в д. Варки) на линии Орша – Лепель.
Теории происхождения названия города Чашники

На этот счёт у исследователей-краеведов существуют три версии:

1. Город Чашники стоит в низком месте, в Чашникской низине, словно в чаше, относительно зеркало Лукомльского озера город Чашники расположен на 35м ниже. Именно из-за чашеобразной низины возможно и пошло название города.

2. Возможно название города связано с развитием в нем в давние времена гончарного дела. Гончары изготавливали разного рода глиняную посуду, в том числе и кувшины, миски, чашки – что, возможно и дало наименование поселению.

3. Слово “чашники” происходят от слова «чашник» – придворная должность и чин в хозяйстве русских князей и царей в XIII — нач. XVIII вв. Прислуживал князю, царю на праздничных обедах; ведал пчеловодством и медоварением. От места жительства и этого человека и пошло, возможно, название поселения.

Первое упоминание о Чашниках относится к 1504 г. в пересчете крупнейших поселений Полоцкого Воеводства. Но ученые считают, что Чашники существовали значительно раньше.

Размещение города на реке Улле, где проходил один из наименее известных путей «из варяг в греки», способствовало развитию торговли. Купцы Полоцка и Витебска скупали пеньку, воск и т.п. Это сырье, как правило, шло потом на экспорт.

Чашники с давних времен относились к специфическим типам поселения – местечек. Местечки возникали около торговых дорог, монастырей, имений феодалов, где существовали крупные ярмарки, велась различная торговля. Относились Чашники к группе частно – владельческих, светских местечек.

Жители местечка, кроме своих основных занятий (ремесленничество и торговля), имели возможность заниматься и земледелием, обеспечить себя необходимыми продуктами питания и еще кое-что продать на рынке. Рост поселения и его экономический подъем не раз прерывали войны. И все-таки Чашники развивались и сохраняли свое экономическое значение.

В середине XIX века здесь насчитывали 2,5 тыс. жителей, среди них немало было лоцманов, которые весной нанимались на барки, сопровождая их по Двине в Ригу.

В архивном документе «Общие сведения о земле и оценке её по Лепельскому уезду по состоянию на 1-е января 1906 года» приводятся следующие сведения о нашем райцентре. Общее число жителей – 5530, из них христиан – 1254, евреев – 4276. Дворян и чиновников – 26, духовного звания – 8, купцов – 121, мещан – 4390, крестьян – 985. В это время в Чашниках насчитывалось 5 каменных зданий, 1332 деревянных. Мощёных улиц не было. Имелись также 2 церкви – Николаевский и Преображенский соборы, 9 еврейских синагог и молитвенных домов, мещанское управление, почтово-телеграфная контора, сельская лечебница, народное училище. Ярмарки проводились 1 января, 9 мая, 6 августа и 6 декабря.

Выдающимся творением архитектуры XVIII в. являлся доминиканский костел, построенный из кирпича в стиле позднего барокко в 1786 г. Костел возвели на месте бывшего доминиканского монастыря, основанного в 1664 г. хорунжим Адамом Служкой. Из воспоминаний жителей, костел был большим и красивым. Расписывали его, специально приглашенные из Италии художники. В чашника в 1786 г. Были две площади – одна с Преображенской церковью посередине, в центре второй стоял величественный костел. К сожалению, костел разрушили, но сохранился его образ на рисунке, выполненным художником Наполеоном Ордой в 1876 г. Вместе с каменной православной Преображенской церковью XIX в, построенной паном Володковичем, этот костел выделял силуэт «одноэтажного» местечка.

Все необходимое для жизни человека делалось в чашниках умелыми мастерами- тележниками, кузнецами, кожевников, швеями, ткачами, малярами, были и маслобойни, небольшие кустарные мастерские. Местные кустарники одновременно занимались и хлеборобством – имели по участку земли и свиней, одну-две коровы, несколько овец. Покупали только «крам» или «красный товар», мелкие торговцы в основном евреи, жили в домах вдоль ручья Заболотье (теперь улица Мира), где в склепах или небольших каморках под жилыми домами размещались лавки, двери которых выходили прямо на улицу.

В 80-х – начале 90-х XVIII в. местечко Чашники получило разные торговые привилегии.
В 1772 г. после первого раздела Речи Посполитой центром Полоцкого воеводства стали Чашники, просуществовали в этой ипостаси до 1793 г. С 1793 г. Местечко вошло в состав Российской империи, и относились к Лепельскому повету Витебской губернии. В конце XVIII в. состоялось значительное событие в жизни Чашник, которое определило судьбу и род занятий многих его жителей. В 1797 г. под надзором генерала Витэ началось строительство Березинской водной системы, построили пристань, мастерские по производству торговых кораблей, более чем 40 складов. Местные жители, работая на строительстве шлюзов, хорошо овладели плотницким делом.

Жители Чашник и близлежащих деревень стали постигать нелегкое дело плотогонов, которое потом стало основным источником материального обеспечения местных жителей. Вместе с плотами отправлялись в Ригу жители Чашник, что бы устроиться на работу и заработать средства на покупку коровы, строительство дома и т.д. Многие из них не возвращались, оставались работать в Риге или Петербурге, где и сегодня живет много наследников былых жителей Чашник.

В это время в Чашниках развивалось гончарное дело. Чашникские керамические изделия (по местному «палива») отмечались правильным силуэтом и сдержанным декором. Гончары изготовляли разные необходимые в хозяйстве вещи, даже рукомойники, игрушки и свистульки, все это продавалось на ярмарках, а также развозилось мелкими торговцами в близлежащие деревни. Мирные дела местных жителей были остановлены военными событиями 1812 г. И снова Чашники стали ареной военных действий. Связаны Чашники и с событиями национально-освободительного движения 1863-1864 гг. Тогда в костеле размещался опорный пункт сопротивления карательным войскам, направленным на подавление восстания. После этого события костел преобразовали в православную церковь – Николаевскую.

В другой половине XIX века в Чашниках началось строительство небольших предприятий, в конце XIX в. пан Володкович развернул строительство большой по тому времени бумажной фабрики. В тот период расширилась территория города, застраивались южная и восточная его части.

Согласно со статистическими данными государственного архива Витебской губернии на 1906 г. Общее количество жителей составляло 5530 человек. Из них христиан-1254, евреев-4276, дворян-1, чиновников-26 человек, духовного звания. Купцов насчитывалось 121, мещан-4390, крестьян-985. каменных строений -5, деревянных-1332, 642 из которых – жилые. Большой удельный вес в жизни чашничан занимала торговля. Мелкие торговцы, в основном евреи, торговали гончарными изделиями, «червонным» товаром который привозился из Риги. Кроме земледелия, торговли и гончарного дела жители чашник занимались вырубкой и сплавом леса, славились умением плотничать.

В 1864 г. в местечке открылось народное училище. Оно содержалось на средства местной казны и волости. Позже открылось в Чашниках городское училище, в котором учились одни юноши. 4 апреля 1913 г. педагогический совет Чашникского городского училища постановил: хадательствовать о преобразовании Чашникского городского училища в высшее смешанного типа.

В начале XX в. больных лечил единственный в Чашниках фельдшер Дворкин, а в 1913 г. открыл практику врач М. А. Абергауз. В конце XIX в. построена первая аптека, которой владел Априяска, потом помещение аптеки перевезли на сегодняшнюю улицу Мира, где хозяином стал Пуховицкий. Помещение аптеки служило чашничанам до 1989 г., пока не построили новую аптеку.

Советская власть в Чашниках установлена в октябре 1917 г. Свой вклад в революционное движение внесли рабочие бумажной фабрики «Скина» и жители местечка.


Осенью 1917 г. район захватили кайзеровские войска, при отступлении осенью 1918 г. немцы вместе со своими прислужниками вывезли большое количество имущества в Германию, а помещица Володкович пыталась вывезти оборудование бумажной фабрики.

В 1919-1924 гг. Чашник входили в состав РСФСР.

С 1924 г. местечко стало районным центром Витебской, а потом Лепельской округи.

С 1938 г. городским поселком в составе Витебской области.

В Великую Отечественную войну (6 июля 1941-27 июня 1944г.) Чашники оккупировали немецко-фашистские захватчики. В это время действовала патриотическое подполье, подпольные райкомы КПБ и ЛКСМБ.

В 1962-1965 гг. Чашники входили в состав Бешенковичского района, но с 1965 – вновь стад районным центром.

Статус города Чашники получили 7 февраля 1965 г.

В послевоенные годы в Чашниках активно велось строительство социальных объектов и жилья. По новому типу застроены улицы Советская и Ленинская, поселок бумажной фабрики, микрорайон строителей и мелиораторов.

Старейшими предприятиями в городе являются бумажная фабрика «Красная звезда», работает Льнозавод, завод пищевых продуктов, комбинаты промышленных товаров и бытового обслуживания.

В городе насчитывается 3 средние школы, 1 гимназия, детская школа искусств, центр детского творчества, 5 дошкольных учреждений, Дом культуры, исторический музей, 3 библиотеки, больница, аптеки. В последние годы Чашники значительно расширились, стали более красивыми.

Кроме железной дороги Орша – Лепель, город связан автобусными маршрутами со многими населенными пунктами Беларуси.

По данным на 2008 год в Чашниках проживает 9 400 человек.
Вложения
Местечко Чашники.jpg
Местечко Чашники.jpg (25.96 Кб) Просмотров: 38070
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

ИСТОРИЯ ЧАШНИКСКИХ СИНАГОГ

Сообщение Galina Orlova » 06 апр 2012, 21:36

ИСТОРИЯ ЧАШНИКСКИХ СИНАГОГ

В Чашниках было десять синагог и молитвенных домов. Сведения о времени строительства этих зданий и об их закрытии советской властью можно найти в документах белорусских архивов. Наверное, всем, чья судьба или семейная история, так или иначе, связана с Чашниками, будет интересно узнать о прошлом этого местечка, в том числе и о синагогах. Может быть, кто-то вспомнит рассказы своих бабушек и дедушек о том, как они ходили молиться, или просто каждый день видели синагоги, идя на работу или рынок.

Самой старой в местечке была Старосельская синагога, возведенная в 1798 г. Остальные девять зданий строились уже во второй половине XIX – начале XX вв.: Городынская и Восикин – в 1855 г., Старолюбавичская – в 1860 г., Заручевская – в 1870 г., синагога Абрама Меера – в 1875 г., Виленская и Толочинская – в 1880 г., синагога Давида – в 1901 г. (1) Сведений о времени строительства десятой синагоги – Смолянецкой – к сожалению, найти не удалось.

Некоторые молитвенные здания имели по несколько названий. При сопоставлении списков синагог за 7 декабря 1921 г., 10 апреля 1923 г., 10 ноября 1925 г. и 10 марта 1928 г., оказалось, что Городынскую синагогу также именовали Гродненской, Огородной, синагогой Городня, синагогу Восикин – Ваксинской и синагогой Бишикин, Старолюбавичскую – Любавской, синагогу Абрама Меера – Новолюбавичской. А вот со Старосельской и Толочинской синагогами возникли сложности: какая-то из них также называлась Большой, а какая-то – Мееровой. (2)

Виленская синагога находилась на Лепельской улице, Городынская – на Лукомльской, Заручевская – на Виленской. Синагога Давида располагалась на 1-й, а синагога Восикин – на 2-й Перевозной улице, Смолянецкая – на улице с одноименным названием. В списке синагог, который датируется 7 декабря 1921 г. отмечено, что синагога Абрама Меера (Новолюбавичская) была построена на Толочинской улице, а в списке 1923 г. на этой улице значится Толочинская синагога. Согласно документу 1921 г., Большая, Меерова и Любавичская синагоги располагались на Банном переулке. А вот в списке 1923 г. никакого Банного переулка нет, зато упоминается школьный двор. Именно здесь, если верить этому документу, находились Старосельская, Старолюбавичская и Новолюбавичская синагоги. (3)

Все десять чашникских синагог были деревянными. Виленская имела размеры 12,8 м на 10,7 м, здесь (и еще в Старосельской синагоге) было две печки, в остальных синагогах – по одной. Во всех зданиях, за исключением Старосельской и Новолюбавичской, были женские галереи. Интерьер синагог нельзя назвать богатым.

При синагогах имелись архивы из метрических книг. А именно: записи о родившихся в Чашниках евреев за 1895 – 1896, 1899, 1902 – 1905, 1907, 1909 – 1916 гг., а также о браках за 1904, 1907 – 1908 гг., о разводах за 1895, 1897 гг., об умерших за 1895, 1910 гг. В первые годы советской власти раввины был отстранены от фиксирования этих сведений. Известно, что в конце 1921 г. перечисленные выше книги уже находились в ведении подотдела ЗАГС Чашникского местечкового Совета. (5)

Одна из чашникских синагог после пожара, 1923 г.
Фотоснимок из фондов Государственного архива Витебской области

1920-е гг. ознаменовались еще одним неприятным событием для еврейской общины: число синагог начало сокращаться. Из архивных документов известно, что еще в начале весны 1923 г. в Чашниках действовали все десять культовых зданий (6), а к началу сентября 1924 г. одна из них уже не использовалась верующими. На вопрос, что же случилось с синагогой, помог ответить фотоснимок, а точнее – надпись на его обратной стороне. На фотографии имелась пометка: «Пожар синагоги имевшем место в Чашники Витебской губернии Бочейковского уезда Перевозная улица апреля 1 дня 1923 г. в 4 час. утра». (7) Скорее всего, это была синагога Восикин, находившаяся на 2-й Перевозной улице. Напомним, что на 1-й Перевозной улице располагалась синагога Давида, но она упоминается как действующая в документах 1925 г.


Дело, начатое пожаром, продолжили атеисты. 12 сентября 1924 г. прошло заседание райисполкома. Первым и основным вопросом в повестке дня значился поиск помещения для учебного допризывного пункта. Районные власти нашли единственный подходящий вариант – занять одну из девяти синагог. На этом заседании присутствовали трое представителей от еврейской общины местечка. В общем, все они сказали, что не против такого решения. В частности, Г. Аронсон заявил, что лично он согласен на то, чтобы в какой-нибудь синагоге временно расположился учебный пункт, но синагогой ведает община и нужно спросить мнение всех верующих. Одновременно Г. Аронсон высказал предположение, что и община не будет противиться такому решению. Второй представитель от общины – К. Дворкин – отметил, что обычно молитвенные дома не принято использовать не по назначению, но если возникла острая необходимость, можно сделать исключение. Наконец, третий представитель от верующих – С. Бешенковский – также высказал свое согласие пожертвовать синагогой ради учебного пункта. В результате представителям еврейской общины было поручено изучить мнение всех верующих, а окончательное разрешение возникшего вопроса было перенесено на следующий день.

Как и планировалось, 13 сентября 1924 г. прошло очередное заседание райисполкома. Снова вопросом номер один значился вопрос «об отводе помещения синагоги на учпункт». Г. Аронсон и К. Дворкин заявили, что чашникские евреи согласны с 25 октября освободить синагогу, находящуюся на Лепельской улице (8) (то есть Виленскую синагогу). Как следует из архивных документов, синагога все же была занята раньше указанного срока: в «Именном списке церквей и молитвенных домов, расположенных на территории Чашникского района», датированном 7 октября 1924 г., отмечалось, что в Чашниках есть девять синагог, одна из которых «по соглашению с представителями верующих временно предоставлена под пункт допризывников». (9)

Судя по всему, учебный пункт находился в синагоге действительно временно, так как в списке чашникских синагог, составленном 10 ноября 1925 г., Виленская синагога уже есть. (10)

Значатся в этом списке также Старолюбавичская и Давидова синагоги, несмотря на то, что общины этих синагог (как, кстати, и Смолянецкой общины) имели некоторые проблемы с районными властями. Дело в том, что еще в ноябре 1924 г. эти три общины должны были перерегистрироваться, предоставить в райисполком свои уставы. Но они этого не сделали даже к февралю 1925 г. В связи этим окружные власти (11) 26 февраля 1925 г. рекомендовали «еще раз вызвать лично в райисполком ответственных руководителей синагог и предложить им представить уставы (…), в противном случае воспретить им собрания в синагогах, впредь до зарегистрирования их уставов». (12)

Несмотря на такие трудности, религиозная жизнь в Чашниках была достаточно активной. Вот как воспринимали деятельность иудейских общин в 1926 г. члены еврейской секции Чашникского райкома Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии: «Религия имеет еще сильное влияние среди евреев трудящихся местечка. Почти все кустари посещают синагогу, в значительной степени – еврейские рабочие и молодежь.

Особенно усиливают влияние еврейских клерикалов (13) деньги, прибывающие из Америки на общественные нужды. Эта помощь идет через раввина и клерикалов. На эти деньги построена недавно синагога (14), сейчас хотят построить «Микве» (религиозная баня).

На собрании рабочие протестовали против постройки «Микве» и предлагали эти деньги обратить в улучшение медицинской помощи. Довольно сильное религиозное обучение детей на дому. За последнее время по некоторым заявлениям это усилилось в связи с тем, что дети, окончившие еврейскую школу не имеют возможности дальше учиться». (15)

В 1929 – 1930 гг. по всей республике прошла кампания по закрытию культовых зданий. Она затронула и Чашники.

Примерно в начале или середине 1929 г. районные власти решили закрыть три синагоги, чтобы использовать их «под культнужды». Но решение райисполкома имело силу только при его утверждении более высокими инстанциями. 27 августа 1929 г. вопрос был рассмотрен и отклонен Витебской окружной комиссией по отделению церкви от государства. Последнее слово было за Центральной комиссией. Ее члены изучали вопрос 18 ноября 1929 г. В итоге они постановили: «По причине того, что материал об изъятии этих зданий из использования верующих совсем не обоснован, утвердить постановление окружной комиссии об отказе в изъятии 3 синагог». (16)

Интересно то, что узнав о решении окружной, но не дождавшись постановления Центральной комиссии, Чашникский райисполком 15 ноября 1929 г. повторно решил добиться закрытия синагог. На этот раз на заседании райисполкома было заслушано ходатайство 304-х евреев о передаче трех синагог для культурных целей. В то время существовал такой порядок: население должно было выступить с инициативой, а власть – поддержать ее и выполнить требование народа. Поэтому в конце 1920-х – 1930-х гг. очень часто делался акцент на то, что именно население захотело провести то или иное мероприятие. Так было и с чашникскими синагогами. Срочно нужно было расположить где-то семилетнюю школу, клуб и народный дом. Место нашлось только в синагогах. Результатом заседания стало постановление: «Ходатайство граждан еврейского населения м. Чашник удовлетворить, изъяв 3 синагоги под культнужды и просить Президиум ЦИК БССР это постановление утвердить». (17)

29 ноября 1929 г. постановление об изъятии синагог было утверждено президиумом Витебского окружного исполкома. (18) Для чашникских районных властей этого оказалось достаточно, чтобы приступить к закрытию культовых зданий. 15 января 1930 г. специальным постановлением начальнику отдела финансов было поручено имущество закрытых синагог «отдельно никому не выдавать, а распределить организованным порядком». (19) Сегодня можно только догадываться, что означала эта завуалированная фраза. Наиболее вероятно, что под словами «никому не выдавать» имелось в виду «не отдавать имущество иудейским общинам». Дело в том, что по советскому законодательству при закрытии какого-либо культового здания, материальные ценности, находившиеся в нем, следовало отдать религиозной общине, пожелавшей взять их себе. Если же таких желающих не находилось, имущество поступало в распоряжение местных властей. К тому же при передаче вещей общине, в документах обычно упоминалось ее название. В этом же случае нет ни слова о какой-нибудь иудейской общине.

15 января 1930 г. синагоги были уже закрыты, а только 20 января Центральная комиссия по отделению церкви от государства рассмотрела все материалы, присланные ей из Витебского округа. Она учла то обстоятельство, что за закрытие выступило 304 еврея из числа 400, имевших право голоса. Правда, комиссия вместо трех одобрила закрытие только двух культовых сооружений. Ими оказались Большая синагога и синагога Абрама Меера. (20)

Мероприятия Чашникского райисполкома, который закрывал синагоги, идеологически поддерживал Чашникский райком партии. Его стараниями проводились кампании против религиозных праздников. Во время осенних праздников Иом-Кипур и Рош-Гашана в 1929 г. прошло четыре антирелигиозных собрания евреев. Весной 1930 г. – на Песах – было организовано два аналогичных собрания. Кроме того, в рабочих артелях шла борьба против выпечки мацы. (21)

Большое значение придавалось атеистическому воспитанию школьников. Чувствуется, каким пафосом проникнут отчет о деятельности чашникской образцовой еврейской школы в 1933 – 1934 учебном году: «Наличие 41% учеников выходцев из чуждых нам элементов (торговцы, духовенство и др.) требовало от всего учительского коллектива и в первую очередь заведующего школой самого напряженного интернационального пролетарского воспитания детей, идеологической выдержанности и политической заостренности каждого учителя в отдельности». (22)

На протяжении 1930-х гг. дело закрытия синагог было продолжено. Примерно в начале июня 1937 г. чашникский райисполком подводил своеобразный итог своей почти 20-летней деятельности. На своем очередном заседании он постановил «бывшие синагоги в м. Чашниках, пришедшие теперь в ветхое состояние, угрожающее обвалом и совсем не пригодные для культурных целей, предложить Заведующему Строй Отделом РИК тов. Баркевичу разобрать их, как угрожающие обвалом». (23)

Правда, осенью 1937 г. как минимум одна синагога в Чашниках еще действовала. Такой вывод можно сделать из опасений партийных органов, зафиксированных на бумаге и дошедших до наших дней. Райкому партии пришлось не по душе то, что в синагогу ходило не только «взрослое население, но и молодежь». (24)
* * *

В Чашниках был свой раввин и несколько резников. В 1918 г. все они были лишены избирательных прав, так как считалось, что в советском государстве все должны зарабатывать на жизнь производительным трудом. Деятельность служителей культа в эту категорию труда не вписывалась. До сегодняшнего дня сохранился «Именной список лиц, лишенных избирательного права по Чашникскому горсовету», датируемый началом 1930 г. Из него можно узнать некоторые сведения об этих людях. Чашникского раввина звали Димент Мордух Абрамович, в то время ему было 45 лет. Вместе с ним в список попали резники 68-летний Дониях Абрам, 38-летний Бляхман Самуил, а также 70-летний меламед Пресман Генух. Есть в списке имена жен раввина и резников. По всей вероятности, они были домохозяйками, самостоятельного дохода не имели, потому так же, как и их мужья, были лишены избирательных прав. Это 54-летняя Дониях Фрейда, 37-летняя Бляхман Соня и 42-летняя Димент Дина. (25)

Положение служителей культа было настолько тяжелым, что в 1929 г. чашникский раввин отказался от своей должности. Тем не менее, от этого его жизнь нисколько не улучшилась. Чувствуется, с какой горечью он писал заявление о восстановлении его в избирательных правах: «Ввиду того, что закон гласит, что лица, снимавшие свой сан, устанавливаются в избирательных правах, и я еще в декабре месяце 1929 г. добровольно отказался от своей должности служителя религиозного культа. Принимая во внимание, что отказавшись от своей службы я всецело стремлюсь к трудовой жизни, на путь которой я ставил своих детей, но будучи лишенцем для меня закрыты все доступы к труду, и не имею возможности приобрести себе средств к существованию, никуда не могу выехать. Никто даже не хочет сдать мне квартиру, и я обречен к проголодной жизни, а потому прошу войти в мое положение и во имя сочувствия к моим невинным детям восстановить меня в избирательных правах». В конце заявления стоит дата – 23 апреля 1930 г. (26) Не известно, прислушались ли к просьбе М. Димента городские власти, но в 1937 г. он снова решил вернуться к раввинской деятельности. (27)

Как видно, судьба чашникских синагог и служителей культа сложилась печально. Им не нашлось места в советском обществе. Сегодня уже невозможно спасти синагоги от разрушения, избавить от унижений чашникских раввина и резников. Остается только сохранять память о тех событиях, чтобы не повторить ошибок.
На снимке: Одна из чашникских синагог после пожара, 1923 г.
Фотоснимок из фондов Государственного архива Витебской области
Вложения
chashniki_syn.jpg
chashniki_syn.jpg (42.08 Кб) Просмотров: 38069
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Чашники. Фотографии из старых семейных альбомов.

Сообщение Galina Orlova » 06 апр 2012, 21:47

Еврейский драмкружок..JPG
Еврейский драмкружок.
Еврейский драмкружок..JPG (57.34 Кб) Просмотров: 38069
Вложения
Рубинские..JPG
Рубинские..JPG (20.53 Кб) Просмотров: 38069
Ольга Папкова, Анна Каган, Захар Каган, Елизавета Папкова и ее дочери Зина и Белла..JPG
Ольга Папкова, Анна Каган, Захар Каган, Елизавета Папкова и ее дочери Зина и Белла..JPG (38.82 Кб) Просмотров: 38069
Ольга Папкова, Анна Каган, Захар Каган, Елизавета Папкова и ее дочери Зина и Белла..JPG
Ольга Папкова, Анна Каган, Захар Каган, Елизавета Папкова и ее дочери Зина и Белла..JPG (38.82 Кб) Просмотров: 38069
Ольга Папкова с дочерью Анной (Каган)..JPG
Ольга Папкова с дочерью Анной (Каган)..JPG (17.74 Кб) Просмотров: 38069
Ольга Папкова и Захар Каган..JPG
Ольга Папкова и Захар Каган..JPG (28.19 Кб) Просмотров: 38069
Лев и Гертруда Папковы. Начало ХХ века..JPG
Лев и Гертруда Папковы. Начало ХХ века..JPG (22.94 Кб) Просмотров: 38069
Исаак Папков..JPG
Исаак Папков..JPG (37.07 Кб) Просмотров: 38069
Иосиф Талан..JPG
Иосиф Талан..JPG (27.91 Кб) Просмотров: 38069
Залман Талан..JPG
Залман Талан..JPG (26.49 Кб) Просмотров: 38069
Елизавета Папкова, ее муж, Ольга Папкова, дети Елизаветы Белла и Зина, в белом платье Анна Коган..JPG
Елизавета Папкова, ее муж, Ольга Папкова, дети Елизаветы Белла и Зина, в белом платье Анна Коган..JPG (26.55 Кб) Просмотров: 38069
Гертруда Папкова с детьми..JPG
Гертруда Папкова с детьми..JPG (23.16 Кб) Просмотров: 38069
В первом ряду Максим Папков..JPG
В первом ряду Максим Папков..JPG (49.69 Кб) Просмотров: 38069
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Местечко Крупки

Сообщение Galina Orlova » 10 май 2012, 18:56

КРУПКИ - поселок городского типа (с 1938), районный центр в Минской области (Республика Беларусь). Известен с 16 века как местечко Оршанского повета Витебского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 – в составе Российской империи. В 19 – начале 20 века – местечко Крупка Сенненского уезда Могилевской губернии.
В 1857 в Крупках проживало 289 евреев,
в 1865 – 661 (94,3%), в 1897 – 1080 (71%),
в 1908 – 1150 (63,6%), в 1923 – 754,
в 1926 – 885 (42,6%),
в 1939 – 870 евреев.
В 1686 евреи Крупков получили от владельца местечка Т.Сангушко акт на отвод земли под синагогу, баню и кладбище. В 1865 в Крупках действовала синагога, в 1869 – 2 синагоги.
В 1880 евреям принадлежало 103 дома из 151; в Крупках были 3 синагоги.
С 1893 раввином был Мойше Бархин (1863–?). В 1906 в Крупках работало частное еврейское училище (36 учащихся).
В 1925 в окрестностях Крупков была создана еврейская земледельческая артель «Новая жизнь». В 1929 действовала миква. В 1920–30-х гг. в Крупках работала еврейская школа (в 1937 у школы было реквизировано одно из зданий, не было директора и учителя истории, первый класс не был набран).
После оккупации германскими войсками в Крупках в 1941 было создано гетто. 18 сентября 1941 евреи Крупков и других населённых пунктов (около 1900 чел.) были собраны около здания городской управы. После проверки по спискам евреев расстреляли в ямах торфоразработок около деревни Лебедево. В 1969 на месте расстрела установлена стела.
В 2002 в Крупках проживало около 20 евреев. В Крупках родились: Р.Я.Левин; Лейбуш Хашмал (1891–1942, Нью-Йорк), литератор, с 1907 – в США, автор нескольких книг, сборников стихов и публицистики на идише.

На сайте http://www.radzima.net/ru предлагается помощь в поиске родственников в Белоруссии.


Местечко Крупки.jpg
Мерупкистечко Крупки
Местечко Крупки.jpg (32.89 Кб) Просмотров: 37927
Местечко Крупки1.jpg
Местечко Крупки
Местечко Крупки1.jpg (61.1 Кб) Просмотров: 37927
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Житомир. Массовое убийство людей.

Сообщение Galina Orlova » 12 сен 2012, 11:01

"Так был расстрелян ряд за рядом..."
Из показаний шофера 6-го технического батальона об уничтожении евреев Житомира 7 августа 1941 г.
Документы


Однажды через Житомир проехала военная машина (полицейский автомобиль) с громкоговорителем. Мы в это время располагались и действовали на электростанции. Через громкоговоритель было объявлено по-немецки, по-русски и по-украински, что сегодня, в такой-то час, на рыночной площади будут расстреляны евреи. Так как я в этот день был свободен, то пришел в указанное время на рыночную площадь. Там я увидел 50-60 евреев (мужчин, женщин и подростков), которых охраняли эсэсовцы. Охрана состояла примерно из 8 человек. Вокруг стояло около 150 гражданских лиц, пришедших сюда в качестве зрителей. Разумеется, среди зрителей были и солдаты вермахта. Евреи сидели на земле. Я протиснулся сквозь толпу зрителей и оказался приблизительно в 2-х метрах от евреев. Могу сказать с уверенностью, что на всех евреях была гражданская одежда, так что не могло быть и речи, что это военнопленные. Охранники спрашивали людей, стоявших вокруг, остались ли у них неулаженные дела с этими евреями. Время от времени украинцы из толпы отвечали, что тот или иной еврей виноват в каком-либо проступке. Евреи сидели на земле, а стоявшие вокруг, в основном украинцы, били их, пинали ногами и всячески унижали. Все это длилось около 45 минут. Затем из группы евреев отобрали трех мужчин и повели к виселице. Сверху свисали 3 петли. Трое осужденных должны были встать на грузовик. После того, как мужчинам на шеи надели петли, грузовик тронулся с места. Таким образом и совершилась казнь. Эту работу проделали эсэсовцы. Следом за первыми на грузовик должны были подняться все остальные евреи. Они набились в кузов плотной массой. После этого через громкоговоритель было объявлено, что сейчас начнется расстрел. Сообщение было обращено к зрителям.

Грузовик тронулся с места и отъехал на 150 метров. Там, где машина остановилась, оказалась яма с водой, примерно 1,5 м длиной и 0,8 м шириной. Глубина составляла, быть может, 0,5 м. По обеим сторонам ямы стояли эсэсовцы. Теперь евреи должны были поодиночке прыгать через яму. Из-за слабости и истощения - отчасти от недостатка питания, а также потому, что среди них было много стариков, - лишь единицы могли перепрыгнуть через яму. Тех, кто падал в яму, эсэсовцы дубинками принуждали вылезать из нее или вытаскивали сами. Многие больше не могли подняться из воды. Яма должна была быть свободной, поскольку она была всего около 80 см шириной, а через нее нужно было пропустить всех остальных.

Примерно в 30 м за ямой я увидел штабель бревен. Этот штабель был около 10 м в длину, 1,5-2 м в высоту и около 1,5 м в ширину. Он использовался как защитный вал при стрельбе. Евреи группами по 5-6 человек должны были становиться к нему лицом. После этого им пускали из карабинов пулю в затылок. Так был расстрелян ряд за рядом. Каждый ряд убитых тут же отволакивали за штабель. Там был большой ров, который я видел только издали. Я стоял примерно в 20 м от ямы и примерно в 50 м от штабеля. Между местом казни и зрителями была протянута проволока. Ближе мы не могли подойти.


Арад, Ицхак. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944): Сборник документов и материалов. Иерусалим: Яд Вашем, 1991
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Убийство детей

Сообщение Galina Orlova » 12 сен 2012, 11:05

А. "...Еврейские дети, родители которых расстреляны..."
Из донесения дивизионного пастора Корнмана.
Документы


Вчера, 20 августа [1941 г.], около 15 часов, ко мне и к военному капеллану пришли 2 священника из ближайшего отделения полевого лазарета и сообщили, что неподалеку, примерно в 500 метрах отсюда, на верхнем этаже одного из домов обнаружены 80-90 детей - грудных и дошкольного возраста, крик и плач которых слышны издали; поскольку они находятся там уже целые сутки, то был нарушен ночной покой солдат, расквартированных в соседних домах. От этих солдат и узнали священники о детях. Я пошел с ними и с капелланом в этот дом и увидел, что там, в двух маленьких комнатах, лежат и сидят дети - некоторые из них в собственных нечистотах - и, что самое главное, там не было ни капли питьевой воды, так что они очень страдали от жажды. На посту стоял украинский полицейский, от которого мы узнали, что это еврейские дети, родители которых расстреляны. Около поста находилась группа немецких солдат, у другого угла дома - еще одна группа, и обе возбужденно обсуждали увиденное и услышанное.

Так как я считаю абсолютно нежелательным, чтобы такие вещи становились известными и получали широкую огласку, я докладываю об этом.

Оба военных священника были из 4-го отделения 607-го полевого лазарета, их фамилии: Вильчек (евангелический) и Тевес (католический).

Корнман,
дивизионный пастор
В. "Я предложил, чтобы детей расстреляла украинская полиция..."
Из показаний оберштурмфюрера СС Хефнера об истреблении еврейских детей в г. Белая Церковь (Украина).
Документы


...Блобель [1] приказал мне расстрелять детей. Я спросил: "Кто именно будет расстреливать?" Он ответил: "Ваффен-СС". Я запротестовал: "Это совсем молодые люди. Как мы сможем объяснить им, за что они расстреливают маленьких детей?" На это он мне ответил: "Тогда берите своих людей". Я опять возразил: "Как же они это сделают, когда у них самих есть маленькие дети". Этот спор длился около 10 минут. Я предложил, чтобы детей расстреляла украинская полиция, подчиненная фельдкоменданту. Ни одна из сторон против этого не возразила. [...]

Я вышел и направился к роще. Солдаты вермахта успели заранее вырыть яму. Детей привезли на гусеничном тягаче. К дальнейшим событиям я уже не имел отношения. Украинцы стояли вокруг, их била дрожь. Детей сняли с тягача. Их ставили над ямой и расстреливали, так что они падали прямо в яму. Поднялся неописуемый крик. Эту картину я не забуду никогда в жизни. Мне тяжело об этом рассказывать. Особенно врезалась в память маленькая белокурая девочка, которая схватила меня за руку. Ее тоже расстреляли. Яма была недалеко от рощи.

Расстрел происходил в полчетвертого-четыре пополудни, на следующий день после переговоров с фельдкомендантом. В некоторых детей стреляли по 4-5 раз, пока те не умирали.



Арад, Ицхак. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944): Сборник документов и материалов. Иерусалим: Яд Вашем, 1991
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Re: История и судьба еврейских местечек

Сообщение olik74 » 04 янв 2014, 01:15

Здравствуйте, Галина!
С большим интересом прочитала историю еврейских местечек.
Очень заинтересовала история евреев Щедрина - у меня бабушка от туда родом. Она одна из тех, кому удалось спастись и уйти в лес к партизанам. Ее маму и брата расстреляли.
...составленные бывшим жителем Щедрина Евгением Юрьевичем Зеликманом.

В переданных мне тетрадках - длинный перечень еврейских фамилий: ...Очень много Зеликманов - 72...
Где можно прочитать полный список ?
- девичья фамилия бабушки - Зеликман.
olik74
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 янв 2014, 16:04

Пред.След.

Вернуться в Еврейское местечко

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron