История и судьба еврейских местечек

Здесь мы можем поговорить о еврейских местечках, рассказать о тех, в которых жили наши родители, наши бабушки и дедушки. Приглашаем не только жителей еврейских местечек, но и всех, кому дорог и интересен этот исчезнувший мир, к нам на форум.

Re: История и судьба еврейских местечек

Сообщение zhanna Brauzaite » 29 дек 2010, 15:15

Вот данные на которые можно опереться.

1).Браузас Юдель Хацкелевич ( 2.04.32-18.03.74)-мой папа.

2).Бройз Ехизкель Хаимович (1881-1952)-это мой дедушка,отец моего

папы.

3).Бройз Ода (девичья фамилия Кравец).-это моя бабушка,мама моего отца.Дата рождения не известна ,а дата смерти скорее всего

2.04.32.(она умерла при родах моего папы ).

По видимому наша фамилия раньше была Бройз,а потом преобразовалась в Брауз.Ну а окончание -ас- наверное в данном случае большого значения поискам не придаст.Во всяком случае понятно почему произошла ошибка в написании фамилии,и на идыш и на иврите Бройз и Брауз пишутся очень похоже.

У папы был старший брат Беньямин и старшая сестра Лея.

Вот такая скудная информация имеется у меня в наличии.
zhanna Brauzaite
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 08:51

Еврейское местечко Куршенай

Сообщение Galina Orlova » 29 дек 2010, 23:46

Еврейское местечко Куршенай

В Куршенай первые евреи поселились примерно в 1750 году, это следует из того, что в этом году начало действовать еврейское кладбище. Сначала всегда основывались кладбища, только потом - молитвенные дома. Число евреев в городе постоянно возрастало. В 1833 году в Куршенай было 193 «души», которые жили в 33 деревянных домах. В городке было 2 корчмы и деревянный костёл. В 1896 году уже появилось 81 торгово-промышленное предприятие, в основном все – еврейские. По данным переписи 1897 года в Куршенай проживали 1542 лица еврейской национальности, это 48% жителей города. До 1923 года их число немного уменьшилось, поскольку за этот период часть евреев эмигрировала в Южную Африку, Америку, страны Европы и в другие места. Другая часть пострадала от Первой мировой войны, во время которой в Куршенай сгорело 255 еврейских домов. В 1923 году в Куршенай остался только 841 еврей, в том числе 404 мужчины и 437 женщин. В 1938 году в городе жило 3800 человек, в том числе 800 евреев.

Бывшие еврейские здания

Ещё живые свидетели и данные Центрального архива Литвы подтверждают, что в период между войнами центральная часть Куршенай принадлежала лицам еврейской национальности. В 1931 году в городе было 55 магазинов и торговых домов, из них 50 были еврейскими, из 44 мастерских – 26 еврейских. В центре города еврейская семья Тоник имела свой магазин одежды, рядом с ними жили семьи Грозберг, Шимель, Томины (у них была мельница).
Фарманы жили на улице Дарюса и Гиренаса, они владели аптекой.
В центре города семья Тирин сладела кондитерской.
Сапожники Манковы жили на ул. Панявежё 8а.
Семья Берк в центре города владели магазином и пекарней, а сами жили на ул. Вильняус 46.
На той же улице жила семья Зельман.
Семья Шлемович жила на окраине города, они копали глину и изготавливали различные глиняные изделия. Завод и магазин были по ул. Вильняус 24.
Семья Зик владела пекарней.
Не только сырами, но и другими молочными продуктами была знаменита семья Прейс, их было два брата. Они скупали молоко в окрестных деревнях, а их фабрика перерабатывала продукцию.
Семья Кремер владела рестораном.
Семья Балкин также владела рестораном, сейчас в этом здании торговый центр.
Семья Слуцкер владела хозяйственным магазином.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Еврейское местечко Куршенай

Сообщение Galina Orlova » 30 дек 2010, 02:40

2.
Семья Лифшиц торговала одеждой. Их магазин отличался от прочих тем, что дом был каменный.
Ещё один Соломон Лифшиц был известен как хороший доктор, а его жена была единственным в городе стоматологом.
По ул. Басанавичяус 8 жила Фейвела Ролене.
Йонас Чинглер в 1929 году основал «Еврейский народный банк». Он сам был председателем банка. Поначалу было 14 зарегистрированных членов банка. В 1932 году их число возросло до 207.
В Куршенай действовали различные еврейские сообщества, товарищества. Еврейская сплоченность была потрясающей. 25 июня 1925 года было зарегистрировано Куршенайское отделение Литовского Еврейского общества здравоохранения «ОЗЕ». Его целью была забота о здоровье, просвещении евреев, научные исследования в области санитарной статистики, основание больниц, амбулаторий, детских садов, спортивных секций и т.п., но только в еврейской среде. Куршенайское отделение этого общества состояло из 21 члена, в том числе: М. Агнавицн, А. Лебитац, С. Роз, Л. Грозбергз, М. Солих, Д. Алме, А. Магарил, С. Зокс, Г. Тустес, Т. Шломович, Ц. Нурок, Й. Томин, П. Томине, С. Гин, М. Кацев, Г. Бранде, Й. Шлинднр, А. Зварбит, М. Рулин, С. Шлимович.
Работало отделение еврейского общества любителей науки, целью которого было распространение просвещения в еврейской среде, создание библиотек, книжных магазинов, книгоиздательство, лекции, беседы, выставки, концерты и т.д. 28 февраля его правление состояло из часовщика Залмина Ошера, мясника Шайи Ейкшона, ремесленника Лазаря Шандлера, ремесленника Ешийи Манкова и ремесленника Фейги Берковича.
Действовало отделение союза независимых сионистов-ревизионистов имени Владимира Жаботинского, основной целью которого было восстановление еврейского государства в Палестине. В правление в 1934 году входили продавец косметических товаров Меламед Самуэль (1912 г.р.), промышленник Рол Рувин (1886 г.р.), лесоторговец Томим Иосиф (1888 г.р.), продавец мануфактуры Шлимович Тевье (1895г.р.), продавец железных товаров Резник Авраам (1903 г.р.).
Общество еврейской молодёжи Литвы «Берит Канаим» основало в Куршенай своё отделение, главной целью которого было различными способами развивать в среде еврейской молодежи национальное самосознание, культуру, воспитывать порядочных и полезных Литве и еврейскому народу граждан. В правление входили продавец готовой одежды Тонос Мейер (1912 г.р.), парикмахер Флак Рахмиэл (1912 г.р.), продавец канцтоваров Йонас Кацев (1913 г.р.), продавец мануфактуры Яков-зейб Радзвошник (1913г.р.) и бухгалтер Гершон Манчалски (1902 г.р.).
Была создана и спортивная организация «Макаби», в которую входило 48 человек. Было также Куршенайское товарищество ремесленников, целью которого было объединение всех ремесленников страны для культурно-экономического сотрудничества. Председателем был Зелман Крускол, замеситель Харм Нотер, секретарь – Мойше Маркос, и член товарищества – Юозас Манкос.


Продолжение следует.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Еврейское местечко Куршенай

Сообщение Galina Orlova » 03 янв 2011, 05:04

Еврейское местечко Куршенай
Продолжение

3.
В 1924 году был зарегистрирован Куршенайский отдел Центрального союза мелких торговцев. Им руководил С. Розенштерн, позднее его сменил купец Яков Куперштох (1890 г.р.), вицепредседателем был лавочник Меер Лифшиц (1890 г.р.), секретарем был С. Рел, затем его сменил Гершум Шустер (1889 г.р.). Казначеем был лавочник Шлёма Гин (1882 г.р.). Членами правления были И. Гринспан, Ш. Жакш, А. Железняк, Шлёма Рол, Лейба Квинт, мельник Мотел Натес, лесоторговец Лейба Липавский.
В 1939 году в Литве действовало 220 различных еврейских общественных организаций.
Вся жизнь евреев городка Куршенай была сконцентрирована вокруг 2 синагог. Старейшая синагога во время одного из пожаров в XIX веке сгорела. Но в 1879 году была восстановлена. Факты свидетельствуют. Что она в то время была одной из самых красивых во всей Литве. В 1925 году она опять сгорела, и тогда в 1925 году житель Куршенай Д. Гурвич на собственном участке земли построил первый в Куршенай каменный еврейский молитвенный дом.
В 1930 году министерство просвещенияЛитвы утвердило правление синагоги городка Куршенай. В него вошли учителя Фейвель Рудмин, З. Кит, старосты: Картун Зундер, З. Юодейкинас. Казначеи: Вульфас Липаускас и А.М. Лифшиц. Раввины Куршенай, которых высоко ценили и уважали в городке, фактически руководили всей культурной и духовной жизнью евреев Куршенай. С 1840 по 1880 год раввином был Михель Шапиро, с 1889 г – Шмуэль Шапиро, с 1901г. Шлёма-Носм Котляр, до Второй мировой войны – Н. Литвин.


ЕВРЕИ – ОСНОВОПОЛОЖНИКИ АВТОМОБИЛИЗМА В КУРШЕНАЙ

Несмотря на то, что до Второй мировой войны в Литве были очень плохие дороги и основным видом транспорта был гужевой транспорт, и велосипед был редкостью, однако с 1925 года в городке Куршенай стали появляться автомобили марки «Форд» и «Шевроле». Более популярен был «Форд», так как он был более практичен, лёгок в управлении, обладал более мощным двигателем и отличался меньшей ценой. Однако среди еврейского населения более популярен был «Шевроле». Автомобилиэтой марки имели жители Куршенай Беро нурок, Афрофим Натес, Гедалия Вайнберг, Клеопар Абромавичюс, Янкель Зейба. Между тем Давид Флейшер и Базель Нурок имели автомобили марки «Форд», они зарабатывали перевозкой пассажиров в Шяуляй или на ж/д станцию Куршенай.

Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Re: История и судьба еврейских местечек

Сообщение zhanna Brauzaite » 04 янв 2011, 08:00

Галя,огромное тебе спасибо за информацию о Куршенай !

Она настолько живая и красочная,что я всё описанное увидела в картинках,даже захотелось нарисовать.Как -то само собой,легко представился Куршеная прежних времен и прояснилась атмосфера,в которой жил мой отец в детстве.

Спасибо тебе за труд и помощь.
zhanna Brauzaite
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 08:51

Сообщение Galina Orlova » 06 янв 2011, 06:47

Спасибо, Жанна! Я продолжу, это действительно интересно. А если нарисуешь что-то, покажи непременно!
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Еврейское местечко Куршенай

Сообщение Galina Orlova » 06 янв 2011, 06:52

4.
ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЕВРЕЙСКОЙ СРЕДЕ ГОРОДКА КУРШЕНАЙ

Огромное внимание уделялось религиозному и культурному воспитанию детей.
Кроме литовской начальной школы в Куршенай была и еврейская начальная школа. Эта школа религиозного плана была основана в 1880 году. Поначалу в ней учились только 20 мальчиков, которые изучали библию и иврит. Мальчики старшего возраста изучали также немецкий и русский языки три раза в неделю.
После Первой мировой войны в Литве была реформирована система просвещения. Еврейские школы были разделены на 3 основных группы: сионистские (призывали молодёжь переселяться в Палестину и там создавать государство Израиль для того, чтобы избежать дискриминации) – их было большинство, около 70 %, другие – религиозные (пропагандировали соблюдение религиозных традиций) – 15%, и ещё 15 % - идишистские (школы светского направления). В Куршенай, скорее всего, действовала еврейская школа сионистской направленности, так как преподавание в ней было только на иврите. Правительство Литовской Республики всем еврейским школам выделяло 7 % бюджета страны, поэтому нельзя сказать, что еврейскому образованию уделялось мало внимания. В 1931 году в Куршенайской начальной еврейской школе обучался 61 ученик. В школе была богатая библиотека на иврите и на идиш, около 500 книг. В 1932 году было построено более просторное, удобное и красивое здание для этой школы. Школой руководил директор Соломон Жупавичюс вместе с учительницей Лебой Нейманайте, учителями Фейвелем Романом и З. Китом.
В 1927 году в Куршенай был открыт первый еврейский детский сад, он был единственным детским садом в Куршенай. В начальной еврейской школе Куршенай начал свой путь и Арье Кубовский (1896 – 1955), знаменитый адвокат, известный деятель сионистского движения, представитель всемирного еврейского конгресса, делегат сионистских конгрессов, бывший послом Израиля в Чехословакии и Аргентине.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Еврейское местечко Куршенай

Сообщение Galina Orlova » 06 янв 2011, 17:35



5.
В 1926 году в Литве произошел переворот, во время которого был свергнут законно избранный президент Казис Гринюс и был введен авторитарный режим. К власти пришла самая консервативная партия того времени, президентом Литвы стал Антанас Смятона. Началось постепенное вытеснение евреев из экономической, культурной и политической жизни и тем самым - изоляция. В Июне 1940 Советский Союз оккупировал Литву. Начались репрессии. По оценкам разных историков, в 1941 году из Литвы в советские лагеря было выслано от 4000 до 7000 евреев.
Перед началом фашистской оккупации Литвы только малая часть литовских евреев, предчувствуя последствия этой оккупации, покинула территорию Литвы. 26 июня в Куршенай вошли немецкие войска. Уже первое столкновение с немцами для жителей Куршенай было трагическим. В течение июня-июля был убит 21 житель Куршенай, как евреи, так и литовцы.

20-21 июля 1941 г. в Куршенай.
Фронт продвинулся далеко на восток, и в Куршенай, как и на всей оккупированной территории началось массовое убийство евреев.
Как рассказывают свидетели того времени, 20 июля (в понедельник) в деревне Гауджяй, что была рядом с Падарбским лесом, появился староста городка Куршенай Якштавичюс и дал указание всем деревенским мужчинам со своими рабочими инструментами собраться в лесничестве рядом с Падарбским лесом. Когда люди спрашивали, для какой цели им приказывают брать лопаты, им отвечали, что надо будет выкопать яму для хранения снарядов. Всего было собрано около 20 мужчин. Они были отведены на обыкновенную лесную поляну, заросшую высокой травой и кустами, и им было указано, где надо выкопать яму длиной 20 метров, шириной 2 метра и глубиной 2 метра, якобы для того, чтобы спрятать снаряды.
Мужчины неспеша поработали несколько часов, однако, не завершив работу, разошлись по домам, поскольку и надсмотрщиков не осталось, и сомнения возникли, на самом ли деле яма будет предназначаться для снарядов.
На следующее утро, т.е. 21 июля, на рассвете, всех этих мужчин обошёл разгневанный староста и приказал закончить работу. К ним было велено присоединиться и проезжавшим рано утром мимо мужчинам, направлявшимся на рынок в Куршенай. Около 11 часов яма была вырыта, а все работники заперты в сарае бывшего лесничества.
Был обыденный вторник. Около 20 полицейских из штаба полиции в Куршенай на грузовике направились в сторону Шяуляй. За грузовиком следовал в том же направлении легковой автомобиль с 6-7 немцами. Машины остановились в Падарбском лесу. Им объявили через переводчика, что сейчас будет расстрел евреев, и полицаи сами вызвались участвовать в расстреле. Тем временем на пяти машинах из Куршенай были привезены еврейские мужчины. Им приказали снять верхнюю одежду и в пустое ведро сложить деньги и ценные вещи. Мужчин подводили к раю ямы по 10 человек, ставили лицом к яме и расстреливали в спину. Стреляли литовские полицаи из русских винтовок. В течение 2 часов были убиты все еврейские мужчины Куршенай. Полицаи поделили между собой имущество расстрелянных.
Надпись на мемориальной доске на месте расстрела гласит, что здесь было расстреляно 180 мужчин. В советское время слово «евреи» не упоминалось, говорилось, что были расстреляны советские граждане.
После расстрела еврейских мужчин с Падарбском лесу женщины были вывезены в Жагаре и там расстелены. Расстреливали женщин те же полицаи из Куршенай.

Геноцид евреев в Литве стал исключительной трагедией во всём контексте Холокоста: за три года гитлеровской оккупации Литвы было уничтожено 95 процентов всех евреев Литвы.
Были такие литовцы, которые жили и богатели за счёт евреев, однако куда большая часть была таких, кто ничего не делал, а только наблюдал и ждал, что будет дальше. Однако были и такие литовцы, которые помогали своим соседям в беде. Их называют Праведниками Мира. До 1999 года к числу Праведников Мира были причислены 16 540 человек. В Литве до 2001 года звание Праведников Мира было присвоено 497 человеку. В их числе есть и жители Куршенай.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Еврейское местечко Куршенай

Сообщение Galina Orlova » 06 янв 2011, 17:58

Куршенай – небольшой городок в Шяуляйском районе Литвы.

Вот контактная информация Еврейской общины Щяуляйского округа:

Еврейская община Шяуляйского округа
Телефон: +370 41 426796
Код предприятия 293320690
Ул. П. Вышинскё 24, LT-77155, ШЯУЛЯЙ (41) 426796
Контактное лицо:
Лейба Липшиц
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Еврейское местечко Куршенай

Сообщение Galina Orlova » 06 янв 2011, 17:59

Перечитываю страницы сайта еврейской общины Куршенай.
Не могу читать без перерыва. В голове, в сознании, в сердце не укладывается: люди жили в добром соседстве, здоровались при встрече, и вот оказалось, что часть из них – нелюди, которые хладнокровно могли убивать своих добрых соседей и делить их имущество между собой. Только потому, что те родились евреями.
Антисемитизм – один из самых жутких видов ксенофобии. Антисемитизм привёл к тому, что идишистская культура едва не исчезла вместе с уничтоденными Катастрофой носителями языка идиш.
Идиш, обладающий десятивековой историей, находится в двадцать первом веке на грани исчезновения. До Второй мировой войны одиннадцать миллионов человек говорили на «мамэ лошн». Сейчас насчитывается всего около полутора миллионов носителей языка.
Что за дело, казалось бы, мне, живущей с Литве славянке, имеющей в своей родословной какие угодно корни – от монгольских до цыганских, но иудейские - навряд ли – до судьбы языка, которого я даже не знаю? «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе», - писал Эрнест Хемингуэй. Человечество, допустившее Холокост, находится в неоплатном долгу перед ёмким, образным, самобытным языком идиш, перед исчезающей вместе с ним идишистской культурой. Я хочу успеть отдать свою часть долга.
Galina Orlova
 
Сообщения: 1137
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 11:06

Пред.След.

Вернуться в Еврейское местечко

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron