Сегодня музыка скорбит. Памяти Юрия Алексеевича Якушева

  10 июня 2011 года на шестьдесят восьмом году жизни после продолжительной болезни скончался один из ведущих мастеров аранжировки в России, замечательный музыкант, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кавалер Ордена Дружбы и Ордена Почёта, композитор Юрий Алексеевич Якушев.

   Песни Юрия Якушева звучали в исполнении Муслима Магомаева, Льва Лещенко, Николая Караченцова и многих других известных артистов и певцов. 

Но главная особенность Музыканта проявилась в его таланте аранжировщика.  Король советской песни Муслим Магомаев написал в своей книге воспоминаний о том, что Юрий Якушев оркестровал основную часть песен из его репертуара. Муслим Магометович считал Юрия Якушева прекрасным аранжировщиком и рекомендовал его для работы над музыкальным альбомом выдающегося певца современности Владимира Атлантова. В результате их совместного творчества родился музыкальный альбом, который сразу же стал бестселлером не только в СССР, но и в мире.

Юрий Якушев известен и как кинокомпозитор, написавший музыку к фильмам «Да здравствует Мексика!»,  «Всадник на золотом коне»,  «Комедия давно минувших дней», "Анна".  А в знаменитом фильме-дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная. Судьба» в  аранжировках Юрия Якушева мы слышим не просто музыку  замечательного композитора Евгения Птичкина: мы можем проникнуться абсолютной гармонией чувства и мелодии, воплощённой Юрием Якушевым в инструментальном разнообразии. Множество  замечательных произведений, к которым прикоснулся талант этого великолепного аранжировщика,   обрели всеобщее признание и любовь слушателей именно по этой причине. Он оставался в тени многих выдающихся композиторских имён, чья МУЗЫКА, именно благодаря неафишированному соавторству Юрия Якушева, становилась истинно любимой для  миллионов слушателей нашей страны. Можно было бы долго перечислять песни, музыкальные произведения,  аранжированные для самых прославленных оркестров страны, ставшие  всеобще популярными  именно потому, что с ними работал Художник, который творил  совершенно новый мир и расцвечивал этот мир необыкновенными красками многоголосной музыкальной палитры. Сколько замечательных песен, прозвучавших в те годы в исполнении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального радио и всесоюзного телевидения под руководством Юрия Силантьева, напевала вся страна, восприняв эти песни именно в аранжировках Юрия Алексеевича! 

Работая как аранжировщик, Юрий Якушев совмещал работу композитора и музыканта, разбираясь в каждом из используемых инструментов так, словно сам с малолетства всю жизнь играл на нём. Он понимал и чувствовал стилистику каждого музыкального произведения так, как будто это была главная мелодия его судьбы. Он был настоящим Профессионалом, Профессионалом с большой буквы, но в его аранжировках отражался не просто профессионализм, в них отражался гений, его  мироощущение, его светлая страдающая душа.  Как Пигмалион, он вдыхал эту душу в мелодию, и, как Великий Кутюрье, он создавал из неё богиню, заставляя трепетать сердца слушателей.    Его мироощущение было настолько богато, что многие выдающиеся музыканты и певцы, очень разные по стилю,  работали с ним  неоднократно и всегда находили это содружество удачным.  В их  числе   такие именитые Маэстро,  как Тихон Хренников, Марк Фрадкин, Евгений Птичкин, Ян Френкель, Андрей Эшпай, Оскар Фельцман, Евгений Светланов, Юрий Силантьев, Владимир Спиваков, Олег Лундстрем,  Юрий Башмет, Владимир Атлантов, Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Анна Герман, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Лев Лещенко, Любовь Казарновская, Александр Градский  и много, много других. О его работах знали в Лондоне и в Голливуде. Великий музыкант! Великий человек! Великий мастер аранжировки, он так умел обрамлять мелодию в музыкальную фактуру, что - будь то музыка, сочинённая современным композитором, или русская народная  песня, или классическое произведение, или еврейский  народный мотив - не теряя своей первоначальной сути,   всё начинало сиять! 

            На протяжении десяти лет Юрий Алексеевич Якушев был бессменным аранжировщиком нашего музыкального культурологического проекта «Песни еврейского местечка». С Юрой  меня связало многолетнее творческое сотрудничество и многолетняя дружба.  Юрий Якушев помог воплотить мою мечту: он сумел показать  до сих пор звучавшую,  в основном, лишь в сопровождении небольших клезмерских ансамблей еврейскую народную песню  в великолепных красках симфо-джазавого оркестра и сделал это с безукоризненным музыкальным вкусом, душевной щедростью и безупречным пониманием  глубинности души народной песни. Последней работой с ним была работа над выпуском альбома любимых украинских песен «То все було не на паперi…», записанного с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. И этот альбом, в котором душевная первозданность популярных украинских песен 60-х годов прошлого века обрела новые ритмы и краски, стал ещё одним свидетельством высочайшего таланта Юрия Алексеевича. 

Юрий Алексеевич Якушев обладал великолепным  стилевым чутьем и потрясающей интуитивностью, он был способен передать   удивительное богатство оттенков чувств, смысла, красок музыкального языка. Он обладал таким очевидным Божественным музыкальным даром, что многие именитые музыканты смотрели на него, как мальчики смотрели на лётчика, когда садился в поле самолёт, и сбегалась вся деревня, чтобы причаститься к чуду!

Говорят,  незаменимых людей нет.  Для кого-то – возможно.  В наше парадоксальное время  заменить можно всё, и даже белый цвет -  чёрным.  Но НЕЗАМЕНИМЫЙ для меня, прежде всего, означает НЕПОВТОРИМЫЙ !

Юрий Якушев был и останется именно таким !!!

 

Ефим Александров